Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность

14:55, 27 сентября 2024

© Фото: Zakon.kz

Казахстан усыпан уникальными петроглифами. Это искусство максимально приближено к вечности. Творчество древних художников не только приоткрывает занавес прошлого, но и хранит в себе великие тайны. Но, похоже, приблизиться к их разгадкам удалось алматинцу.

Zakon.kz расскажет, для чего Санжар Жубанов создает копии исторических наскальных гравюр.

Бессменный директор

57-летний Санжар – сын знаменитого художника Акраба Жубанова. Его отец был отличным мастером по дереву. К сожалению, его произведения беспощадно уничтожил пожар в Петропавловске, где он работал учителем рисования и черчения. После трагедии мужчина оставил практику и больше занимался теорией. С 1964 по 1991 год был бессменным директором Алматинского художественного училища. Внес огромный вклад в образовательную систему изобразительного искусства.

"У нас в доме была особенная атмосфера. Постоянно в гости приходили маститые художники. Мы с семьей посещали разные выставки. Папа по специальности был художником по дереву. Он стал бессменным директором художественного училища, около 30 лет возглавлял его. Казахское декоративно-прикладное искусство сумел перевести в образовательную плоскость. Открыл отделение, в котором изучали работу с кожей, войлоком, металлом, деревом. У его подопечных получались прекрасные юрты, седла, камча".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Акраб Жубанов, как отец и наставник, был очень добрый, спокойный, рассудительный. Толково владел историей и традициями своего народа. Он умер в возрасте 80 лет в 2007 году.

"Я посвятил себя единоборству, занимался и обучал детей джиу-джитсу. Хотя всегда любил рисовать. Однако переход в искусство у меня произошел в те годы, когда папы не стало. Меня интересовали как раз те вопросы, которыми он занимался. И вот когда нужно было что-то спросить, его уже не оказалось".Санжар Жубанов

Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

По следам зверей

С 2009 года Санжар Жубанов стал уделять больше времени рисованию по камню. Он вспомнил слова отца о том, что мы живем на земле не только старинных воинов, но и древних художников.

"У нас есть библиотека, там хранились книги по петроглифам. Весь Казахстан практически усыпан наскальными рисунками, что уникально не только для нашей страны, но и всего мира. Несколько тысяч лет наш народ выбивал на камнях. Эти изображения изучают археологи и историки. Нужно признать, что они имеют прямое отношение и к художникам, поскольку первобытное искусство и есть петроглифы".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

За 15 лет художник создал сотни копий исторических петроглифов в разных парках страны. Сначала выбивал на небольших камнях, а затем осуществил мечту и оставил вечный след на могущественных скалах.

"Близ Медеу я выбивал на больших камнях. Пришел к тому, что в 2021 году в нацпарке Иле-Алатау я сделал детско-юношескую тропу от визит-центра "Аюсай" до родника. Она называется "Мың көз", что в переводе с казахского языка означает тысячи глаз. Потому что тропа простилается через осины и березы, и складывается ощущение, что, идя по ней, на тебя бросается множество взглядов. Цель была выбить краснокнижных животных. Теперь там поселились медведь, снежный барс, олень, косуля, лиса и другие. Чтобы увидеть их, посетитель должен пройти квест".Санжар Жубанов

С осколком в глазе

Камни автор собирает в разных уголках родины. Главное – их форма и цвет. А вот силуэт он передает в точности.

"Важен цвет: нужен темный – он называется пустынный загар или патина. Камень, когда лежит в степи или высоко в горах, на себя принимает солнечный цвет и начинает загорать. И как раз древние художники на этом контрасте делали петроглифы. Единственное отличие: наши предки выбивали вовнутрь – контррельеф, а я в современном стиле вывожу рельеф. Какой бы камень не был ровный, все равно у него есть трещины и шероховатости, над которыми нужно поработать".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Вытачивать изображения на камне – работа не из легких, она по силам не каждому.

"Древние люди выбивали рисунки на скале инструментами в виде камня, бронзы, чекана, металла. Это сложный процесс, там много тонких деталей. Простому человеку взять и сделать сложно. И есть риск. Работать нужно в очках. В лицо постоянно летят мелкие осколки камушков. У меня даже в глазу есть кусочек, который офтальмолог не стал удалять, потому что он там зарос".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Например, на этом материале природа сама выбила окно. В раме художник нарисовал оленя. На рисунок понадобилось около недели. Крупные изображения требуют несколько месяцев. У каменных картин частенько появляются покупатели. Оценивает автор их по-разному: от вложенного труда, композиции, красоты камня, его размера и количества. Эти произведения наиболее близки к вечности, минимум 5000 лет с ними ничего не случится, считает собеседник.

Искусство в щебень

Конечно, если не уничтожать искусство намеренно. А есть и такие факты.

"Есть нехорошее явление – вандализм. Посетительские надписи почему-то оставляют именно в нашей стране. Выезжая на природу, отдыхающие пишут на скалах свои имена. И часто это происходит поверх петроглифов".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Это лишь верхушка проблемы. В стране работают целые предприятия, которые добывают камни в больших масштабах в сакральных местах. В ответ вандалам и чтобы привлечь внимание окружающих к уничтожению истории, Санжар Жубанов прилюдно разбил один из ценных артефактов.

"В прошлом году я сделал художественный перформанс: выбил тюркскую битву на большой плите в парке "Аркалан" в Ботаническом саду. А у нее есть история, она находится на перевале в Архарлы. Это древний алтарь, на котором несколько тысяч лет саки, тюрки, жители бронзового века выбивали разные изображения. Однако на протяжении 30 лет это место превращено в карьер. Не глядя на богатое культурное наследие, мировую историю изобразительного искусства, добытчики в щепки разнесли удивительную галерею под открытым небом в груду щебня. И именно эта плита с тюркской битвой была отломлена. Видим, из-за того, что ее очень трудно было стаскивать вниз, она осталась на месте. Я сделал перформанс, выбил эту плиту, собрал людей и разбил ее на глазах у всех. Чтобы казахстанцы понимали, что происходит с нашей историей".Санжар Жубанов

Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Третье поколение

В настоящее время у Санжара Жубанова проходят сразу две выставки: в визит-центре нацпарка "Алтын-Эмель" под названием "Огонь, звезды и камни", а также в Алматы "Здесь тепло". Если первая – авторская, то вторая организована совместно с дочерью Жанель.

"Жанель – профессиональный художник, окончила художественную школу, колледж, академию, магистратуру в стране. Отучилась также в магистратуре во Франции. Встретила там свою любовь, вышла замуж и является свободным художником. С 2012 года ежегодно выставляет свои работы в разных галереях и местах".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: из личного архива Санжара Жубанова

Несколько месяцев назад Жанель стала матерью. Когда она готовилась к материнству, отец сказал ей, что полезно катать курт или войлок. Девушка настолько увлеклась, что превратила это в шедевры.

"Для казахов курт символизирует молоко, а войлок – теплоту. Когда дочь вынашивала ребенка, она приготовила курт, занялась войлоковалянием. Параллельно я весь год выбивал парк петроглифов в Ботаническом саду, был сильно погружен в процесс, советовался с Жанель по композициям и высылал ей свои любимые рисунки. Тогда она поняла, что, используя их, создаст необычные ковры. Потому что в войлоке традиционно делают ою, то есть орнаменты. Когда она передала свои работы, мы были восхищены".Санжар Жубанов

Сказка о красивом верблюде

Хоть Жанель и находится во Франции, она не теряет связь с корнями. В Алматы ее работы вдохновили посетителей. Нежные войлочные ковры свалены традиционным казахским способом. Они расписаны реальными петроглифами, в мягких оттенках сплетаясь в загадочные сюжеты. Например, это полотно называется "Сказка о красивом верблюде". Оно о том, что раньше у верблюда был шелковистый хвост и красивые рога. Он постоянно любовался собой в водной глади.

"В казахской сказке говорится, что в те времена у лошадей не было хвоста. Конь подбежал к верблюду и говорит: "У тебя такой красивый хвост. Мне вечером нужно в гости, дай, пожалуйста, поносить". Верблюд спрашивает: "А ты потом вернешь?". Прося скорее вернуть, он отдает свой пышный хвост лошади, которая радостно ускакала. Потом его увидел олень. Он был без рогов. Восхищаясь верблюдом, он попросил примерить его рога. Верблюд ему не отказал. Олень счастливо засверкал пятками. А щедрое животное так и осталось у воды, постоянно оглядываясь назад и ожидая своих должников".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: Zakon.kz

Санжар Жубанов делится, что об этой сказке он узнал случайно пять лет назад. Самое интересное, она изображена на скалах под Талдыкорганом. С таким же верблюдом и близ него лошадью и оленем. Буквально на прошлой неделе художник на водопаде выбил этот сюжет о красивом верблюде на скале в "Аюсай".

Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: Zakon.kz

Теплую живопись и нежный войлок дополняют расписанные камни и звездная графика.

"Например, этот олень выбит на российской стороне Алтая в местности "Кош-Агач", но там, где живут казахи. Часто встречаются животные, изображенные в этой позе. То есть момент прыжка, полета, когда оно складывает ноги".Санжар Жубанов
Сакральные рисунки: семья художников перенесла петроглифы из истории в современность, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2024 14:55

Фото: Zakon.kz

Кроме камней, художник пишет на холсте и картоне на тему любимых петроглифов. Он связывает их со звездным небом. Потому что основной зритель у наскальных рисунков в природе не человеческий глаз, а небо: днем на них пускает свои лучи солнце, а ночью свой взор бросают звезды.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!