Концепция развития рынка труда в Казахстане: опубликован текст

09:27, 22 декабря 2023

© Фото: пресс-служба премьер-министра

Правительство постановлением от 29 ноября 2023 года утвердило Концепцию развития рынка труда Республики Казахстан на 2024-2029 годы, сообщает Zakon.kz.

Мы ознакомим вас с ключевыми моментами документа.

Основные характеристики текущей ситуации на рынке труда

Сейчас на казахстанском рынке труда требуется преимущественно средний уровень квалификации и отсутствуют устойчивые стимулы к развитию человеческого капитала. Это объясняется низким уровнем производительности труда и недостаточной диверсификацией экономики, зависящей от добычи и экспорта природных ресурсов.

К 2030 году ежегодный приток молодежи на рынок труда в РК составит свыше 300 тысяч человек благодаря демографическому росту 2000-х годов. В то же время на рынке труда наблюдается устойчивый рост эмиграции квалифицированных специалистов (60% выехавших за границу лиц с высшим и технически-профессиональным образованием).

Наблюдаемые региональные диспропорции распределения рабочей силы на рынке труда Казахстана будут усиливаться с преобладанием населения в трудоизбыточных южных регионах и сокращением в трудодефицитных северном, восточном и центральном регионах страны.

При этом отмечается неудовлетворительное качество рабочей силы, а также низкий темп создания новых рабочих мест. К примеру, до 25% выпускников технического и профессионального образования работает не по специальности, а 40% – вообще не имеют работы.

Цифровая экономика преобразует рынок труда, традиционная наемная занятость начала трансформироваться в сторону "экономики свободного заработка". Сегодня на рынке труда гибкий режим занятости, в том числе платформенная работа, которая является не просто модным трендом, а динамично развивающимся направлением.

С учетом сказанного в ближайшее десятилетие перед Казахстаном стоит двуединая задача:

  1. добиться высокого уровня жизни, справедливого распределения доходов и значительного сокращения неравенства граждан. Наиболее эффективной мерой по сокращению неравенства является предоставление качественного образования, которое, в свою очередь, становится основой для высокой производительности труда и продуктивности.
  2. завершить переход от "экономики простых вещей" к "сложной экономике" - экономике, основанной на приобретении и использовании продуктивных знаний для построения сложных и технологически продвинутых товаров, услуг и производств.

Каким должен быть рынок труда

Основная задача рынка труда заключается в создании конкурентоспособного, предсказуемого и адаптивного рынка, важнейшим приоритетом которого является создание новых качественных рабочих мест.

"Качественное рабочее место" имеет следующие характеристики:

  • постоянная занятость (работник должен осуществлять трудовую деятельность от 6 месяцев и более);
  • уровень оплаты труда равен либо больше медианной заработной платы в регионе (при этом медианная зарплата в регионах подлежит пересмотру каждые 6 месяцев);
  • обеспечение пакетом социальной защиты (наличие ежемесячных обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, оплачиваемого отпуска);
  • безопасная рабочая среда (соотношение количества производственных травм и смертей относительно рабочих мест в данной отрасли).

Кроме того, для дальнейшего развития рынка труда Казахстана необходимо обеспечить:

  • системное стимулирование спроса на качественные рабочие места в разрезе отраслей и макрорегионов;
  • развитие человеческого капитала, повышение качества трудовых ресурсов;
  • развитие инфраструктуры рынка труда, а также повышение его инклюзивности.

Как будут развивать рынок труда

Центральным звеном подготовки и переподготовки кадров для новой экономики должны стать техническое и профессиональное образование (ТиПО).

Повышение качества ТиПО предполагается за счет следующих мероприятий:

  • внедрение современных форм управления в организациях ТиПО, входящих в кластер;
  • совместная работа школ и ТиПО для получения практических навыков в стенах ТиПО;
  • передача организаций ТиПО в доверительное управление крупным предприятиям в рамках офтейк-контрактов;
  • кластеризация ТиПО для повышения эффективности образовательных программ с определением "якорных" организаций, внедрение современных форм управления;
  • профилизация организаций ТиПО в соответствии с развитием отраслевых кластеров экономики и внедрение сетевой формы обучения;
  • внедрение программы ранней профессиональной диагностики школьников и ориентации на востребованные профессии;
  • признание результатов обучения ТиПО для продолжения образования в организациях высшего и (или) послевузовского образования.

Соответствие приобретаемых знаний и навыков требованиям работодателей планируется обеспечить за счет развития Национальной системы квалификаций посредством разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и независимой оценки знаний и навыков.

Также документом предусмотрен ряд мер по стимулированию предприятий для повышения компетенции своих работников и внутренней мобильности:

  • предоставление грантов и субсидий предприятиям;
  • разработка и внедрение системы сертификации для определения уровня необходимых знаний и навыков работников;
  • поддержка образовательных учреждений для обучения работников в виде государственных грантов или субсидий;
  • проведение информационных кампаний о необходимости повышения профессиональных навыков и компетенций.

Молодежная практика, проекты содействия занятости через передачу опыта от старшего поколения, возможность трудоустройства для выпускников, ищущих работу впервые, поддержка молодых предпринимателей в креативной индустрии будут основными направлениями поддержки молодежной занятости.

Идея "обучения в течение всей жизни" должна стать во главу угла личностного, образовательного и профессионального развития каждого гражданина. Начиная со школьной скамьи до выхода на пенсию, жизненный путь любого человека должен сопровождаться постоянным обучением.

Кроме того, документом предусмотрены меры стимулирования спроса на качественные рабочие места в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, строительстве и транспортной отрасли, а также в сельском хозяйстве, торговле и услугах.

Центры трудовой мобильности и цифровизация рынка труда

Будет переформатирована работа центров трудовой мобильности и дальнейшее совершенствование цифровой экосистемы рынка труда.

В частности, будут созданы комплексные системы обучения сотрудников центров трудовой мобильности, включающие непрерывное профессиональное развитие по единым программам и методикам, соответствующие современным тенденциям развития рынка труда и услуг службы занятости. Также будут проводиться оценка полученных знаний сотрудников, присвоение квалификационных категорий на основе результатов аттестации, совершенствование системы оплаты труда.

Задача центра трудовой мобильности будет заключаться в обеспечении индивидуального подхода в работе с безработными и выработке правильного и достаточного набора услуг для них, то есть будет обеспечен переход к работе с безработными на принципах кейс-менеджмента.

Цифровая трансформация органов занятости будет предусматривать полный переход оказания услуг в цифровой формат. Будут разработаны механизмы дистанционного карьерного консультирования, инструменты видео-резюме и видео-собеседований с работодателями, а также использован искусственный интеллект при сопоставлении вакансий и резюме при поиске работы.

На Электронной бирже труда будут разработаны сервисы по индивидуальному подбору вакансий в соответствии с навыками на основе искусственного интеллекта, включающие:

  • конструктор карьерного пути и профессиональный ориентатор;
  • возможность региональной и международной трудовой миграции;
  • расширение доступности и обеспечение массовости онлайн обучения;
  • независимую оценку и сертификацию навыков;
  • заключение электронных трудовых договоров;
  • электронный сервис "Платформенная занятость".

Платформенная занятость

Главными преимуществами платформенной занятости являются: гибкость рабочего времени, возможность совмещения с основной деятельностью, баланс карьеры и личной жизни. Поэтому спектр платформенной занятости будет расширяться с каждым годом, проникая в сферы услуг, туризма, IT, торговли, строительства, недвижимости и другие. Основная задача государства – обеспечить защиту трудовых прав и социальные гарантии для платформенных работников.

В 2023 году реализован пилотный проект по формализации платформенной занятости, подразумевающий единую ежемесячную налоговую выплату в размере 1% от дохода. С 1 июля 2023 года введен в действие Социальный кодекс, в котором закреплены нормы по регулированию платформенной занятости.

Для окончательной формализации платформенной занятости необходимо введение нового налогового режима для лиц, занятых посредством интернет-платформ, в том числе путем внесения изменений в Налоговый и Социальный кодексы, а также в закон "Об обязательном социальном медицинском страховании".

Как планируют повышать инклюзивность рынка труда

По мере повышения порога пенсионного возраста возрастает необходимость поддержки занятости лиц предпенсионного возраста с целью повышения уровня их экономической активности.

Для этого предлагаются следующие меры:

  • стимулирование работодателей для найма лиц предпенсионного возраста посредством субсидирования заработных плат, что позволит старшему поколению доработать до официального выхода на пенсию и тем самым обеспечить достойную старость;
  • вовлечение рабочей силы старшего возраста в культуру "обучения в течение всей жизни" для непрерывного повышения квалификации посредством приобретения навыков. Широкий доступ и актуальность приобретаемых в ходе обучения навыков обеспечит онлайн-обучение на бесплатной государственной платформе. Комбинация профессионального опыта и приобретение новых навыков позволят лицам старшего возраста сохранять конкурентоспособность на рынке труда, не уступая молодой рабочей силе.

В целях содействия занятости лиц с инвалидностью будут применяться следующие инструменты:

  • стимулирование найма лиц с ограниченными возможностями через субсидирование заработных плат, а также возмещение расходов по адаптации и обучению на рабочих местах;
  • квотирование рабочих мест для лиц с инвалидностью, а также стимулирование использования квот для найма новых работников, а не сохранения рабочих мест;
  • развитие системы поддержки и стимулирования трудоустройства в зависимости от степени трудоспособности, стремлений и социальных характеристик лица с инвалидностью, при этом не ограничиваясь формальной оценкой медицинского заключения.

Какие результаты ожидают от реализации Концепции:

Реализация предлагаемых мер приведет к увеличению количества качественных рабочих мест и улучшению структуры занятости.

К 2030 году в экономике прогнозируется 3,8 млн качественных рабочих мест, что будет составлять 45% в общей структуре занятости.

Среднегодовой темп роста качественных рабочих мест составит 10%.

1,7 млн человек повысят доходы до уровня выше медианной заработной платы.

Ежегодно количество людей с доходами, превышающими медианную заработную плату, будет увеличиваться в среднем на 288 тысяч.

Постановление введено в действие 29 ноября 2023 года.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!