В Казахстане обновили правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков

14:30, 7 апреля 2023

© Фото: Zakon.kz/Павел Михеев

Антикоррупционная служба разработала поправки в Правила проведения внешнего анализа коррупционных рисков, сообщает Zakon.kz.

Так, в правилах для облегчения их понимания приводится разъяснение таких понятий как:

  • коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
  • объект внешнего анализа коррупционных рисков - государственный орган или его ведомство, государственная организация, субъект квазигосударственного сектора, деятельность которого подлежит внешнему анализу коррупционных рисков;
  • уполномоченный орган по противодействию коррупции – государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию антикоррупционной политики РК и координацию в сфере противодействия коррупции, а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, и его территориальные подразделения;
  • иные субъекты противодействия коррупции – государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.

Основанием для проведения внешнего анализа коррупционных рисков является совместное решение первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности.

При этом совместное решение принимается на основании:

  • результатов антикоррупционного мониторинга;
  • инициативного обращения объекта внешнего анализа коррупционных рисков и решения уполномоченного органа о его проведении;
  • поручений президента РК, премьер-министра РК, Администрации президента РК, решений и рекомендаций консультативно-совещательных органов при президенте РК, председателя уполномоченного органа;
  • результатов социологического исследования.

Ранее в этот список не входили председатель уполномоченного органа и результаты социсследования.

Вместе с тем добавлены пункты о том, что уполномоченный орган информирует объект внешнего анализа коррупционных рисков о необходимости проведения внешнего анализа коррупционных рисков.

Совместное решение о проведении внешнего анализа коррупционных рисков принимается в срок не позднее 10 рабочих дней с момента инициирования внешнего анализа уполномоченным органом или объектом внешнего анализа коррупционных рисков.

В случае отказа в проведении внешнего анализа коррупционных рисков в указанный срок уполномоченный орган или объект внешнего анализа коррупционных рисков представляют его инициатору мотивированные обоснования причин отказа, с возможностью переноса срока его проведения.

При принятии совместного решения о проведении внешнего анализа коррупционных рисков объект внешнего анализа коррупционных рисков и уполномоченный орган утверждают реестр направлений, подлежащих внешнему анализу коррупционных рисков.

Указывается, что внешний анализ коррупционных рисков проводится в срок до 30 рабочих дней рабочей группой, созданной совместным решением.

При этом дополнено, что к проведению внешнего анализа коррупционных рисков, а также к обсуждению его результатов и мониторингу реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков привлекаются члены Общественного совета, в случае его наличия при объекте внешнего анализа коррупционных рисков, а также специалисты ил) эксперты иных субъектов противодействия коррупции.

При необходимости изучения дополнительных материалов при проведении внешнего анализа коррупционных рисков, путем подписания совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности, устанавливается новый срок его проведения, не превышающий 30 рабочих дней.

При этом оговаривается, что срок проведения внешнего анализа коррупционных рисков приостанавливается в исключительных случаях, препятствующих его проведению – до их устранения на основании совместного решения первых руководителей уполномоченного органа и объекта внешнего анализа коррупционных рисков, в случае их отсутствия лиц, исполняющих их обязанности либо замещающих их должности.

Также ранее в правилах не были установлены функции рабочей группы. Они включают:

  1. сообщать об имеющихся коррупционных рисках;
  2. давать разъяснения касательно деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков;
  3. готовить предложения и рекомендации по устранению коррупционных рисков и совершенствованию норм законодательства, затрагивающих деятельность объекта внешнего анализа коррупционных рисков.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа включает в себя изучение следующих вопросов:

  • управление персоналом;
  • урегулирование конфликта интересов;
  • оказание государственных услуг;
  • выполнение разрешительных функций;
  • реализация контрольно-надзорных функций;
  • разработка и эксплуатация информационных систем;
  • иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта внешнего анализа коррупционных рисков.

Сюда был добавлен вопрос по разработке и эксплуатации информационных систем.

Кроме того, в правилах появился новый пункт о том, что во время проведения внешнего анализа коррупционных рисков члены рабочей группы при обнаружении нарушений законодательства либо признаков совершения уголовного или административного правонарушения принимают меры в соответствии со статьей 24 Закона.

По результатам внешнего анализа коррупционных рисков рабочей группой готовится аналитическая справка, содержащая информацию о выявленных коррупционных рисках и рекомендации по их устранению.

Добавлено, что после подготовки аналитической справки уполномоченный орган и объект внешнего анализа коррупционных рисков согласовывают ее и подписывают в течение десяти рабочих дней.

В случае несогласия с аналитической справкой объект внешнего анализа коррупционных рисков в срок, указанный в части первой настоящего пункта, представляет рабочей группе обоснования причин несогласия.

В случае согласия с обоснованиями причин несогласия, предоставленными объектом внешнего анализа коррупционных рисков, рабочая группа дорабатывает аналитическую справку в течение десяти рабочих дней со дня их предоставления.

Если рабочая группа не соглашается с обоснованиями причин несогласия, уполномоченный орган в срок, указанный в части третьей настоящего пункта, направляет аналитическую справку с приложением обоснованного отказа объекта внешнего анализа коррупционных рисков, для согласования в вышестоящий орган объекта внешнего анализа коррупционных рисков, при его отсутствии выносит рассмотрение аналитической справки на обсуждение Общественного совета, созданного при уполномоченном органе.

Также появился новый пункт о том, что при установлении необоснованного неисполнения либо затягивания исполнения рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, уполномоченный орган инициирует вопрос о рассмотрении соответствующей ответственности лиц.

Вопросы полноты и качества исполнения рекомендаций рассматриваются на Комиссии при Президенте РК по вопросам противодействия коррупции, комиссий по вопросам противодействия коррупции областей, городов республиканского значения, столицы, а также иных консультативно-совещательных органов.

Еще одна новая норма говорит о том, что при выявлении коррупционных рисков в нормативных правовых актах объект внешнего анализа коррупционных рисков направляет сведения об их наличии в соответствующий уполномоченный орган (разработчику).

Рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, применяются при проведении правового мониторинга.

При устранении коррупционных рисков и исполнении рекомендаций, внесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков, могут применяться подходы проектного управления.

Как поясняется, поправки в правила были внесены в рамках реализации Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы.

В частности, план реализации концепции предусматривает развитие внутренних и внешних анализов коррупционных рисков, в том числе путем:

  • внедрения проектного подхода;
  • совершенствования правил проведения анализов коррупционных рисков;
  • обязательного вовлечения общественных советов в процесс внутреннего и внешнего анализов коррупционных рисков, обсуждения и мониторинга реализации рекомендаций;
  • дополнения источников проведения правового мониторинга рекомендациями внешнего и внутреннего анализов коррупционных рисков;
  • рассмотрения результатов правового мониторинга на заседаниях общественного совета.

В проекте приказа также учтены предложения Межведомственной рабочей группы, проводившей в соответствии с решением Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем при Президенте РК. 

Документ размещен на сайте Открытые НПА до 21 апреля.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!