Как будет развиваться Астанинская агломерация до 2028 года

10:44, 26 марта 2024

© Фото: pixabay

Правительство Казахстана приняло постановление от 29 февраля 2024 года "Об утверждении Комплексного плана развития Астанинской агломерации на 2024-2028 годы", сообщает Zakon.kz.

Астанинская агломерация является агломерацией первого уровня, в состав которой входят центр агломерации – город Астана и 46 населенных пунктов города Косшы и трех районов Акмолинской области: Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов.

Данные территории входят в 30–километровую зону транспортной доступности от города Астаны.

Общая территория агломерации составила 710 тысяч гектаров, численность населения на 1 января 2023 года – 1 млн 596 тысяч 600 человек (население города Астаны – 1 млн 417 тыс. 200 человек, население Акмолинской области, входящее в состав агломерации – 179,3 тысячи человек).

Экономика агломерации (за исключением столицы) основывается на животноводстве, растениеводстве и добывающей промышленности.

В документе приводится текущее социально–экономическое состояние территориальных единиц, входящих в состав Астанинской агломерации.

Астана

Территория города составляет 79,7 тысячи гектар и включает 5 районов. Численность населения города Астаны на 1 ноября 2023 года составила 1,4 миллиона человек.

Социальная статистика: уровень безработицы составил 4,4 %, численность безработных на 1 октября 2023 года составила 30,6 тысяч человек. Среднемесячная заработная плата за январь–сентябрь 2023 года составила 449 тысяч тенге.

Объем промышленного производства за январь–октябрь 2023 года составил 1,7 триллиона тенге (январь–октябрь 2022 года – 1,6 триллиона тенге).

За январь–октябрь 2023 года структура промышленного производства города сформировалась следующим образом: обрабатывающая промышленность – 87,7 %, снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 10,8 %, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 1,5 %.

Объем инвестиций в основной капитал составил 1,294 триллиона тенге (январь–октябрь 2022 года – 1,23 триллиона тенге).

Валовая продукция сельского хозяйства за январь–октябрь 2023 года составила 2,96 млрд тенге, что больше на 9,4 % чем в январе–октябре 2022 года.

Транспорт и пассажирские перевозки: за январь–ноябрь 2023 года перевезено 371,9 миллиона пассажиров, из них 5,1 миллиона пассажиров – железнодорожным транспортом, 186,4 миллиона пассажиров – автомобильным и городским электрическим транспортом.

Жилищно–коммунальное хозяйство: за январь–сентябрь 2023 года объем строительных работ составил 557,2 миллиарда тенге, в том числе введено в эксплуатацию 2934 тысячи квадратных метров жилья.

Образование: на 1 октября 2023 года в столице действовали 429 дошкольных организаций, охват детей составляет 75 % детей в возрасте до 6 лет, действует 133 организации среднего образования. Количество организаций технического и профессионального образования составило 55, из них 26 государственных и 29 частных.

Здравоохранение: медицинскую помощь населению города оказывает 39 государственных медицинских учреждений.

Косшы

Территория города составляет 13,6 тысячи гектаров и включает в себя 1 село. Численность населения на 1 ноября 2023 года составила 55,3 тысячи человек или 7% от населения области (Акмолинская область – 788,3 тысячи человек), в сравнении с началом 2023 года (51,7 тысячи человек) увеличилась на 3,6 тысячи человек.

Социальная статистика: общий уровень безработицы в 2023 году составил 4,2%, при этом за период январь–ноябрь было создано 1865 новых рабочих мест, что в 2,4 раза больше аналогичного периода 2022 года. Среднемесячная заработная плата за январь–сентябрь 2023 года составила 293,6 тысячи тенге.

Промышленность: объем промышленного производства за январь–октябрь 2023 года составил 6,5 млрд тенге. За аналогичный период 2022 года объем промышленного производства составил 6,2 млпрд тенге. В 2023 году объемы инвестиций в основной капитал за период с января по октябрь составили 37,5 млрд тенге. За аналогичный период 2022 года показатель достиг уровня 25,9 млрд тенге.

Сельское хозяйство: за январь–ноябрь 2023 года валовая продукция сельского хозяйства составила 584,2 миллиона тенге, ИФО валовой продукции сельского хозяйства – 91,1 %. Произведено 16 тонн мяса или 219,2 % к соответствующему периоду 2022 года, молока – 82,2 тонн (100,3 %), яиц – 17 тысяч штук (100 %). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 3,3 % и составило 727 голов, лошадей – на 52,7 % (977 голов), птицы – на 3,3 % (760 голов), поголовье овец и коз увеличилось на 3,7 % (1 222 головы).

Предпринимательство и бизнес: на конец ноября 2023 года количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 35,2 %, составив 3 025 единиц. Объем произведенной продукции и оказанных услуг составил 6,2 миллиарда тенге.

Жилищно–коммунальное хозяйство: за январь–октябрь 2023 года объем строительных работ составил 16,02 млрд тенге (январь–октябрь 2022 года – 8,9 млрд тенге), в том числе введено в эксплуатацию 80,1 тысячи квадратных метров жилья (январь–октябрь 2022 года – 88,8 тысячи квадратных метров жилья).

Образование: по состоянию на 1 декабря 2023 года действует 34 детских сада с охватом 3953 детей или 100 % в возрасте от 3 до 6 лет, 7 школ с контингентом 10850 учащихся.

Здравоохранение: медицинскую помощь населению города оказывает 3 медицинских учреждения, в том числе – 1 городская поликлиника, 1 частная поликлиника, 1 фельдшерско–акушерский пункт, обеспеченность врачами на 10000 населения составляет 14,5 человек.

Аршалынский район

Территория района составляет 584,8 тысячи гектаров и включает 1 поселковый, 12 сельских округов, 32 населенных пункта. Численность населения на 1 октября 2023 года составила 24,9 тысячи человек или 3,2 % от населения области, в сравнении с началом 2023 года увеличилась на 17 человек. Административный центр – поселок Аршалы, численность населения на начало 2023 года составила 7490 человек.

Социальная статистика: общий уровень безработицы в 2023 году составляет 4,9%, при этом за период январь–октябрь было создано 147 новых рабочих мест, что на 33,6 % больше чем за аналогичный период в 2022 году. Среднемесячная заработная плата за январь–сентябрь 2023 года составила 276,5 тысячи тенге.

Промышленность: объем промышленного производства за январь–октябрь 2023 года составил 60,9 миллиарда тенге. За аналогичный период прошлого года объем промышленного производства составил 36,3 млрд тенге. Объемы инвестиций в основной капитал за период с январь–октябрь составили 125 млрд тенге.

Сельское хозяйство: за январь–октябрь 2023 года валовая продукция сельского хозяйства составила 32,6 млрд тенге (ИФО – 79,3 %). Произведено 6,7 тысячи тонн мяса или 115,8 % по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, молока –15,8 тысячи тонн (101,8 %), яиц – 216,5 миллиона штук (98 %). Увеличилось общее поголовье КРС 1,8 % или на 284 головы, в том числе поголовье коров уменьшилось на 6,7 % или на 500 голов, увеличилось поголовье овец и коз на 15,5 % или на 3880 головы, поголовье лошадей на 18,6 % или на 1463 головы, уменьшилось поголовье свиней на 0,9 % или на 37 голов, поголовье птицы уменьшилось на 9,1 % или на 123,9 тыс. штук.

Предпринимательство и бизнес: на конец октября 2023 года количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 7,9% и составило 1823 единиц. Объем произведенной продукции и оказанных услуг увеличился в 2,2 раза и составил 35,0 миллиарда тенге.

Жилищно–коммунальное хозяйство: за 10 месяцев 2023 года объем строительных работ составил 44,1 млрд тенге, в том числе введено в эксплуатацию 26,5 тысячи квадратных метров жилья.

Образование: по состоянию на 1 декабря 2023 года действует 25 детских садов и 2 мини–центра с охватом 1895 детей или 100 % в возрасте от 3 до 6 лет.

Здравоохранение: медицинскую помощь населению района оказывает 32 медицинских учреждения, в том числе 1 поликлиника, 1 районная больница, 8 врачебных амбулаторий, 23 фельдшерско–акушерских и медицинских пунктов.

Целиноградский район

Территория составляет 780 тысяч гектаров или 5,3% территории области. Административный центр – село Акмол, основанное в 1938 году. В районе 18 административно–территориальных образований (16 сельских округов и 2 села). На 1 октября 2023 года численность населения района составила 125,5 тысячи человек (по статистическим данным – 82,3 тысячи человек).

Социальная статистика: уровень официальной безработицы в 2023 году составил 0,5%, при этом за январь–октябрь было создано 390 новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата составила 290 тысяч тенге.

Промышленность: объем промышленного производства за январь–октябрь 2023 года составил 40,8 млрд тенге (95,6 % по сравнению с соответствующим периодом 2022 года). В развитие экономики района было инвестировано 49,5 млрд тенге (105,7% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года).

Сельское хозяйство: за период январь–октябрь 2023 года валовая продукция сельского хозяйства составила 47,7 млрд тенге (ИФО – 78,9%). За отчетный период произведено 16,9 тысячи тонн мяса (66,8 % по сравнению с соответствующим периодом 2022 года), молока – 44,1 тысячи тонн (112,7 % по сравнению с соответствующим периодом 2022 года), яиц – 1,1 млн штук (105,5 % по сравнению с соответствующим периодом 2022 года). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 4,6% (35,3 тыс. голов), лошадей – на 1,8 % (19,8 тыс. голов), птицы – на 5,5 % (1,1 миллиона голов), овец – на 11,6 % (33,3 тыс. голов).

Предпринимательство и бизнес: на конец октября 2023 года количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 22,5%, составив 4392 единицы.

Жилищно–коммунальное хозяйство: за 10 месяцев 2023 года объем строительных работ составил 36,7 млрд тенге, в том числе введено в эксплуатацию 132,7 тыс. квадратных метров жилья.

Образование: по состоянию на 1 ноября 2023 года действует 58 детских садов и 12 мини–центров с охватом 6338 детей или 100% в возрасте от 3 до 6 лет, 42 общеобразовательные государственные школы и 1 частная.

Здравоохранение: медицинскую помощь населению района оказывает 44 медицинские организации: 1 районная поликлиника, 1 центр ПМСП, 9 врачебных амбулаторий, 8 фельдшерско–акушерских пунктов и 25 медицинских пунктов.

Шортандинский район

Территория района составляет 467,6 тысячи гектаров и включает 2 поселка, 9 сельских округов, 27 населенных пунктов. Численность населения на 1 ноября 2023 года составила 27,2 тысячи человек или 3,5 % от населения области, в сравнении с началом 2023 года уменьшилась на 336 человек.

Административный центр – поселок Шортанды, численность населения по состоянию на начало 2023 года составила 27,5 тысячи человек.

Социальная статистика: общий уровень безработицы в 2023 году составляет 5%. Среднемесячная заработная плата по состоянию на октябрь 2023 года составила 343,9 тысячи тенге.

Промышленность: объем промышленного производства за январь–октябрь 2023 года составил 102,2 млрд тенге. За аналогичный период 2022 года объем промышленного производства составил 74,8 млрд тенге. Объемы инвестиций в основной капитал составили 9,1 млрд тенге.

Сельское хозяйство: за январь–октябрь 2023 года валовая продукция сельского хозяйства составила 22,1 млрд тенге, ИФО валовой продукции сельского хозяйства – 61,9%. За отчетный период произведено 3,2 тысячи тонн мяса или 100% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, молока – 13,6 тысячи тонн (101,2%), яиц – 2,8 тысячи штук (100,2%). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 3,7% (17,8 тысячи голов), овец и коз на 8,5% (22,5 тысячи голов), лошадей на 0,8% (8,4 тысячи голов), птицы – в 2,6 раза (44,7 тыс. голов).

Образование: в районе функционирует 10 дошкольных организаций с охватом 100% детей в возрасте от 3 до 6 лет, 23 общеобразовательные школы с контингентом 4825 учащихся.

Здравоохранение: медицинскую помощь оказывает 8 врачебных амбулаторий, 4 ФАП и 15 медицинских пунктов.

Проблемы

В документе говорится, что основными проблемными вопросами для большинства населенных пунктов, входящих в состав агломерации, являются:

  • рост численности населения в прилегающих к столице населенных пунктах Акмолинской области;
  • наличие значительных миграционных процессов в направлении центра агломерации (в поисках работы, на учебу, лечение);
  • дефицит объектов культуры и спорта;
  • отсутствие и слаборазвитая инженерная инфраструктура сетей теплоснабжения и водоснабжения;
  • неудовлетворительное состояние улично–дорожной сети населенных пунктов;
  • недостаточная развитость производственного потенциала в части производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительной индустрии, рекреации и т.д.

Эти обстоятельства являются причиной низкой инвестиционной привлекательности населенных пунктов, прилегающих к городу Астане.

"Анализ пространственного развития агломерации показал, что для разработки единой стратегии развития прилегающих к столице населенных пунктов необходимо обновить и актуализировать градостроительные проекты населенных пунктов, входящих в агломерацию", – указывается в комплексном плане.

Так, одним из важных вызовов, ставших драйвером преобразования города Астаны в агломерацию, является высокая миграция. Являясь центром социально–экономической активности в регионе, Астана стала магнитом (центром притяжения) для жителей близлежащих населенных пунктов Акмолинской области. Ежедневно из близлежащих населенных пунктов Акмолинской области в столицу утром заезжают и вечером выезжают более 200 тысяч человек и порядка 30 тысяч автомобилей. Увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру, ухудшается экология, требуются дополнительные пригородные маршруты.

Целью Комплексного плана развития Астанинской агломерации на 2024 – 2028 годы является обеспечение устойчивого социально–экономического развития агломерации.

Задачи Комплексного плана:

  • выявление текущих проблемных вопросов территориального и инфраструктурного развития населенных пунктов, входящих в состав столичной агломерации;
  • стимулирование инвестиционной активности через развитие государственно–частного партнерства и активное вовлечение частного капитала в развитие производительных сил и инфраструктуры агломерации.

В результате реализации Комплексного плана развития Астанинской агломерации до 2028 года будут достигнуты:

  • обеспечение устойчивого развития Астанинской агломерации с учетом потребностей населения;
  • повышение благосостояния населения путем формирования единой системы сервиса и социального обеспечения;
  • систематизация экономического потенциала города Астаны и развития Астанинской агломерации;
  • возможность снижения переуплотнения города–центра путем смещения центров тяготения в пригородные территории;
  • улучшение экологической ситуации;
  • эффективное использование земельных, природных ресурсов;
  • повышение человеческого капитала путем установления направлений экономического развития территории.

Комплексный план учитывает следующие мероприятия:

  • оценку текущего состояния социально–экономического развития населенных пунктов, входящих в состав Астанинской агломерации;
  • проблемы городского и пространственного планирования, развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры Астанинской агломерации;
  • цели и задачи развития Астанинской агломерации, в том числе в сфере развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, развития системы здравоохранения, благоустройства, защиты и охраны окружающей среды, включая вопросы сбора, вывоза и утилизации твердых отходов, образования, промышленного развития, развития потребительского рынка, а также в иных сферах социально–экономического развития;
  • основные показатели и индикаторы, характеризующие цели и задачи развития Астанинской агломерации;
  • комплекс мероприятий, в том числе строительство и (или) реконструкция объектов, сгруппированных по задачам развития агломерации, с указанием источников, объема финансирования, сроков реализации мероприятий и ответственных исполнителей;
  • оценку социально–экономической эффективности Комплексного плана развития Астанинской агломерации.

В плане подробно расписаны меропрития, которые предстоит выполнить для улучшения ситуации и развития агломерации.

Ожидаемые результаты

В результате реализации комплексного плана будет произведено:

  • асфальтирование 985,5 км дорог, улучшение безопасности на дорогах;
  • строительство и ремонт более 806,4 км сетей водоснабжения, снижение износа сетей и обеспечение бесперебойным водоснабжением;
  • улучшение оказываемых медицинских услуг за счет строительства многопрофильной областной больницы на 350 мест в городе Косшы, строительство центра ПМСП;
  • создание комфортных условий для населения путем строительства объектов образования, 11 объектов культуры и досуга, а также 10 объектов спорта;
  • охват линиями электроснабжения всех населенных пунктов, входящих в состав агломерации (более 890 км сетей электроснабжения);
  • увеличение обеспеченности населения тепловыми сетями, строительство двух котельных, строительство более 1163 км сетей газоснабжения;

по городу Астане:

  • развитие единого транспортно–логистического комплекса на территории агломерации (логистические центры, складские помещения, крупные многофункциональные гостиницы и т.д.);
  • развитие высокотехнологических производств (тепличный комплекс, сборочные заводы спецтехники, грузовой техники, производственно–пищевые, комплексы, асфальто–бетонные заводы);
  • проекты железнодорожной транспортной инфраструктуры (сервис–центр по обслуживанию электровозов, железнодорожный двор), автобусный парк;
  • объекты спорта, образования, детский реабилитационный центр.

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

При этом признаны утратившими силу:

  • постановление правительства РК от 21 сентября 2021 года "Об утверждении Комплексного плана социально–экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане, до 2025 года";
  • постановление правительства РК от 25 января 2023 года "О внесении изменений в постановление правительства РК от 21 сентября 2021 года "Об утверждении Комплексного плана социально–экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Нур–Султану, до 2023 года".

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!