Самая прочная на протяжении десятков лет. Легендарная крупповская броня

12:00, 11 мая 2022

До 1890 года все броненосцы оснащались стальной/никелевой бронёй либо бронёй типа «компаунд». Но в 1890 году американец Гарвей впервые применил технологию цементации поверхности стальной брони. Так появились броневые листы с различной плотностью передней и задней части. Цементирование, то есть насыщение переднего слоя брони углеродом, приводило к значительному возрастанию её прочности. 

Но при этом повышались твёрдость и хрупкость, в результате чего лист при попадании снаряда хоть и не пробивался, но трескался и ломался. Поэтому задний слой брони изготавливался из более волокнистой и вязкой стали с низким содержанием углерода. Она служила своеобразной подложкой для переднего слоя и не давала ему растрескиваться. По своей прочности такая броня превосходила даже никелевую — 330-мм броневой лист Гарвея фактически соответствовал 394-мм листу из никелевой стали. Благодаря технологичности производства гарвеевская броня моментально вытеснила стальную. При этом металлурги активно продолжали эксперименты с никелевой бронёй, так как у неё имелся неплохой потенциал. Выяснилось, что при добавлении в сталь хрома в качестве легирующей добавки прочность значительно увеличивается, причем без повышения хрупкости. Но главной проблемой, препятствующей широкому внедрению легирования хромом, являлась техническая невозможность обработки на тот момент крупных листов металла. 

Создание крупповской брони 

В 1893 году на сталелитейных заводах Круппа впервые была применена технология, позволявшая отливать и обрабатывать большие заготовки из хромоникелевой стали. Это позволило немецким металлургам экспериментировать с различными легирующими добавками. Постепенно они пришли к созданию своей знаменитой крупповской брони, которая впоследствии стала эталоном на несколько десятков лет. 

В основе её получения лежала технология Гарвея за несколькими исключениями. Вместо никелевой стали использовалась хромистоникелевая (3.75% никеля, 1% хрома). Также был значительно оптимизирован и удешевлён процесс цементации. Вместо нагревания с сжиганием древесного угля в течение 2-3 недель насыщение углеродом производилось путём обдува нагретой поверхности светильным газом, имеющем в своём составе до 8% связанного углерода. Сам обдув вёлся на протяжении нескольких дней, что позволило в разы сократить время на термохимическую обработку. Кроме того, использование технологии углубления цементированного слоя с последующей нисходящей закалкой и двойным опрыскиванием позволяло получить сверхтвёрдую лицевую сторону с углубленным упрочнённым слоем и высокими показателями пластичности и прочности. Технологические особенности, используемые при создании крупповской брони, позволили значительно повысить её прочность и снизить себестоимость. Броневая плита толщиной 259 мм имела такую же снарядостойкость, как и 304-мм плита из гарвеевской стали, 457-мм плита из никелевой стали или 584-мм плита из брони «компаунд». Поэтому с 1900 года все ведущие морские державы стали использовать именно крупповскую броню для бронирования своих кораблей. 

Крупповская цементированная броня 

Но уже в начале ХХ века немецкие металлурги создали улучшенную версию своей брони, получившей название «Крупповская цементированная броня» (KCA). Её главная особенность заключалась в изменении легирующих добавок — вместо первоначальных 1% хрома и 3.75% никеля броня содержала 2% хрома, 3.9% никеля, 0.35% марганца и небольшое количество кремния, фосфора и серы. Насыщение её углеродом составило 0.35% 

По снарядостойкости она имела такие же показатели, что и обычная крупповская броня, но при этом обладала ещё большей эластичностью задней части листа. Это позволило снизить растрескивание верхнего слоя при попадании снарядов. Впоследствии металлургам удалось добиться повышения прочностных свойств брони еще на 10% за счет повышения глубины цементации и внедрения ряда новых технологий химико-термической обработки. 

Недолгое превосходство 

Первым и наиболее ярким примером превосходства нового типа брони стала русско-японская война. Многие эскадренные броненосцы Российской Империи, кроме новейших типа «Бородино», имели защиту из гарвеевской брони. Эскадренный броненосец «Ослябя», введенный в состав флота в 1903 году, нёс 229-мм главный броневой пояс, как и флагман адмирала Того «Микаса». 

Но у «Микасы» пояс был изготовлен из крупповской брони. «Ослябя» уже через 15 минут после начала Цусимского сражения получил более десятка пробоин главного бронепояса. В то же время «Микаса» получил 10 прямых попаданий снарядами главного калибра, из которых только один смог пробить лист верхнего броневого пояса толщиной 178 мм. До начала Второй Мировой войны крупповская цементированная броня широко использовалась для бронирования крейсеров и линейных кораблей. Но уже с начала 1920-х годов с дальнейшим развитием металлургии в различных странах перешли на использование брони с увеличенным содержанием кремния и никеля, а также добавлением молибдена и ванадия в качестве легирующих добавок. В начале 1930-х годов британцы перешли на использование собственных типов брони: гомогенной тяжёлой (марка Posl-1930 NCA) и цементированной. На тот момент они являлись лучшими в мире по своим характеристикам. Немецкие металлурги в 1924 году выпустили серию броневых сталей типа «Wotan». Эта тяжёлая гомогенная броня имела предел прочности 80-90 кг/кв.мм (крупповская броня имела 79-82 кг/кв.мм), зато её листы можно было соединять при помощи сварки. Противостояние брони и снаряда продолжалось до конца Второй Мировой войны.  Но всё более массовое и крайне эффективное применение авиации, а впоследствии и появление противокорабельных ракет сделали бессмысленным  дальнейшее строительство тяжелобронированных линейных кораблей и крейсеров. В конце концов эти корабли исчезли как класс, и теперь их можно видеть только на почётных стоянках в виде памятников и кораблей-музеев.

 

 

 

 

Источник: @fishki.net


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!