Между океаном и небом. Японский международный аэропорт Кансай

12:00, 29 июня 2022

Небо. Самый большой мировой океан, куда люди всегда мечтали попасть. Романтика воздушных полётов не менее заразительна, чем романтика покорения просторов океана. Но как и морским, так и воздушным судам тоже нужны свои порты. Сегодняшняя статья расскажет про уникальную гавань для самолётов. Это аэропорт Кансай, который расположился в Японии прямо посреди морской глади на специально созданном для него искусственном острове. 

Послевоенная история Японии — это, прежде всего, быстрое развитие из крайне закрытого милитаристского общества в центр производства высокотехнологичных товаров, а также источник мощнейшего культурного потока. Такой скачок требует наличия высокоразвитой инфраструктуры. Будучи расположенной на островах, Япония вынуждена обеспечивать простоту доставки на свою территорию как грузов, так и людей. Различные товары издавна доставлялись морскими путями. Что же касается авиаперевозок, то их развитие шло параллельно с развитием технологий. К началу 60-х годов XX столетия столица Японии Токио уже начала испытывать проблемы с растущим потоком транспортных и пассажирских самолётов. Постоянно увеличивающееся число рейсов создавало всё больше проблем — как в логистике, так и в зашумлении города. Власти решили построить новый аэропорт, чтобы удовлетворить растущие потребности столицы. Однако все места рядом не подходили для этого. Одни не соответствовали нужным критериям, жители других были решительно против строительства небесных гаваней. 

Выход из тупика нашёлся, хотя и весьма необычный. Было предложено построить аэропорт на искусственном острове в Осакском заливе. Это должно было сделать его одновременно доступным и не мешающим своим шумом жителям прилегающих территорий. Проектирование заняло более десятка лет. Подготовка искусственного острова началась в 1987 году. Через два года он был закончен. На сооружение острова ушло примерно 180 миллионов кубометров грунта. Было задействовано около 80 кораблей, а трудозатраты оценили более чем в 10 миллионов человеко-часов. Ещё через год, в 1990 году, был закончен мост, соединивший новый остров с основным архипелагом Японии. По расчётам проектировщиков, из-за создавшегося давления на грунт остров должен был погрузиться в море на глубину около 5-6 метров. Однако вместо этого он погрузился на чуть более чем 8 метров. Всё это привело к дополнительным вложениям, а также уникальным инженерным решениям. Аэропорт Кансай был введён в эксплуатацию 4 сентября 1994 года. В первые годы эксплуатации высказывались опасения, что от большого количества посадок и взлётов авиалайнеров искусственный остров может начать разрушаться и ускоренными темпами уходить под воду. Однако этого не произошло. Со временем темпы погружения острова уменьшились. А после проведения дополнительных инженерных изысканий были внедрены меры по предотвращению дальнейшего погружения. 

К 2003 году погружение острова практически остановилось. Было решено построить ещё одну полосу рядом с первой, тоже на искусственном острове. Ввод её в эксплуатацию был закончен в 2007 году, 2 августа. Новая взлётно-посадочная полоса изначально создавалась с учётом опыта по сооружению первого острова и находилась на большей высоте от моря. Эту своеобразную горку вынуждены были преодолевать все самолёты, производившие с новой полосы взлёт и посадку. По расчётам, через несколько лет оба острова должны были сравняться по уровню друг с другом. Так и произошло. В настоящее время ведутся обсуждения о введении в строй третьей полосы на новом насыпном острове. 

На сегодняшний день аэропорт Кансай является одним из самых дорогих для использования авиакомпаниями. По некоторым оценкам, каждая посадка крупного самолёта обходится примерно в 7500 долларов. Но даже несмотря на это, судя по отчётам государственных структур Японии, Кансай продолжает оставаться убыточным. Тем не менее, благодаря государственной поддержке, развитой системе скидок, дисконтов, а также прочих мер по привлечению бизнеса, авиатрафик продолжает увеличиваться. 

Интересно, что в проект аэропорта изначально были заложены условия устойчивости к воздействиям природных катаклизмов, которые регулярно обрушиваются на Японию. Так, в 1995 году произошло сильное землетрясение магнитудой около 7 баллов, известное как «Землетрясение в Кобе». Однако Кансай остался цел и сравнительно мало пострадал. В 1998 году прямо по искусственному острову пронёсся тайфун. По оценкам, скорость ветра тогда превышала 200 км/ч, но и он не смог нанести серьёзных повреждений. Особая конструкция терминала аэропорта защитила его от сильных разрушений. В общей сложности этот проект стал самым дорогим в послевоенной Японии. Итоговая стоимость аэропорта Кансай оценивается в примерно 15 миллиардов долларов. Завершению проекта предшествовало почти 20 лет планирования и ещё 3 года строительства. А многие наработки инженеров и архитекторов по созданию искусственных островов впоследствии были применены в других частях света.

 

 

 

 

 

 

Источник: @fishki.net


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!