Продолжительное время Киев отрицал причастность своих военнослужащих к гибели самолета. Украина лишь в 2005 году выплатила родственникам погибших по 200 тысяч долларов (за каждого погибшего). И все же украинские эксперты на разных уровнях еще много лет отстаивали абсурдные выводы, согласно которым украинская ракета не могла сбить российский самолет Ту-154 над Черным морем.
Казалось бы, к чему отрицать очевидное?
Ошибка или преступление?
6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск (на 15,32 млн. долларов) российской авиакомпании "Сибирь" по делу о катастрофе российского лайнера Ту‑154, то есть принял выводы киевских экспертов как доказательство непричастности украинской ПВО. Забота киевского суда о моральных и материальных издержках государства понятна: "Украина – превыше всего". Пожалуй, с удобными экспертными оценками можно вернуть и ранее выплаченные родственникам погибших 15,6 млн. долларов.
Но истина, как известно, дороже денег. В 2015 году родственники погибших в катастрофе российского Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году, снова потребовали официального установления ее причин. Соответствующие письма направлены в Генпрокуратуру и президенту России.
И все-таки ракетный пуск ЗРК С-200 не был невозможным, случайным либо произведенным в неопределенном направлении. Плановые учения – это, прежде всего, тактический замысел, воинский профессионализм и строгое соблюдение мер безопасности.
Возможно, всё началось с неправильной организации учений, неверной оценки обстановки в районе ракетных пусков. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению (закрытию) воздушного пространства не соблюдались. В зоне поражения ПВО находились несколько гражданских самолетов. Между тем ЗРК С-200 способен захватить цель на дальности до 400 км, и поразить (в версии С-200Д) на дистанции до 300 км. А с учетом преодоления 200 км на маршевых двигателях (со скоростью 1700 м/сек.) и дальнейшего управляемого полета по нисходящей траектории (с высоты, к примеру, в 40 км) ЗРК С-200В также легко "достает" цели за 300 км.
Вероятно, в ходе стрельб ПВО Украины 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, имел аналогичную радиальную скорость. Поэтому "умный" радар системы С-200В обнаружил самолет и принял его за учебную цель (которую должны были запустить на удалении около 60 км).
ЗРК С-200 использует полуактивную систему наведения. Источником излучения (подсветки цели) служит мощный наземный радар. Ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. Для сканирования воздушного пространства и поиска цели радар работает в режиме монохроматического излучения (МХИ) – подсвечивает цель, определяет угол возвышения, азимут и радиальную скорость. Для определения дальности используется иной режим – фазокодовой модуляции (ФКМ). Переключение с МХИ на ФКМ требует до 30 секунд, и для экономии времени в боевой обстановке может не производиться.
Оператор С-200 не определил расстояние до цели и "подсвечивал" Ту-154 на дальности 250-300 км (вместо малозаметной учебной цели, запущенной с дальности 60 км). В этой ситуации поражение Ту-154 зенитной ракетой выглядит не следствием промаха по учебной цели, а результатом преднамеренных действий оператора С-200. Случайности быть не могло. Чтобы поразить Ту-154, надо было фактически в ручном режиме подсвечивания привести ракету к цели. Полагаю, очевидная серия ошибок является преступлением конкретных военачальников и операторов-исполнителей.
4 октября 2001 года также отрабатывали практические пуски ЗРК С-300. Сбитых над Черным морем гражданских самолетов могло быть больше.
В учениях украинских ПВО участвовали сотни офицеров различных штабов, частей и подразделений. Многие из них владеют информацией о гибели Ту-154. Кто-то остался в российском Крыму, и способен помочь непредвзятому расследованию. Чтобы впредь на Украине никому неповадно было сбивать гражданские самолеты или перекладывать ответственность с больной головы на здоровую.
Последний полёт

4 октября 2001 года в 09:15 по московскому времени из аэропорта Бен Гурион (Тель-Авив, Израиль) вылетел самолет Ту-154 (борт N85693) рейсом 1812, курсом в Новосибирск.
В 13:39 самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта Ростова-на-Дону, экипаж вышел на связь и сообщил, что полет проходит нормально.
В 13:44, когда лайнер находился в 200 километрах юго-западнее Сочи, на высоте в 11 тысяч метров, он пропал с экранов радаров.
Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс Симферополь – Ереван, сообщил диспетчерам, что видел взрыв и рухнувший вниз самолет.
К месту аварии вылетела поисковая авиация, вышли спасательные плавсредства. Вскоре установили точные координаты падения самолета: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы. Найденные в море тела погибших и фрагменты разбившегося Ту‑154 доставил на берег сухогруз "Капитан Вакула".
Президент РФ Владимир Путин распорядился о создании специальной комиссии по расследованию причин катастрофы.
Зарубежные информационные агентства сразу связали катастрофу авиалайнера компании "Сибирь" с террористической атакой в США 11 сентября 2001 года. Проверялась и версия взрыва по техническим причинам. Через несколько часов ситуацию прояснили специалисты американской разведки. По информации телекомпании CBS, один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море.
При этом министр обороны Украины Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. А украинский президент (и главнокомандующий) Леонид Кучма легкомысленно добавил, что есть трагедии и большего масштаба.
Возможно, и в случае с малайзийским "Боингом" на Украине могли бы помочь снимки разведывательных спутников Минобороны США, однако в горящем Донбассе американцы имеют свой интерес.
Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Фото:© AP Photo/ Ivan Sekretarev