4 простых идей, которые перевернут вашу жизнь с ног на голову

12:00, 15 января 2025

1. Люди — отстой. Старайтесь быть менее отстойным

Позитивная самопомощь уверена, что каждый человек по своей природе удивительный и талантливый, созданный для того, чтобы сиять и исцелять мир. Негативная самопомощь признаёт, что люди — глубоко ущербные и вообще долбанутые существа.

Вот правда: мы переоцениваем собственную значимость и недооцениваем труды других. Каждый из нас предвзят по отношению к своим желаниям и группам, с которыми себя ассоциирует, и в то же время настроен против желаний и групп других. Мы слабо запоминаем происходящее, представляя, что думали и чувствовали в прошлом, и создавая убеждения, которые соответствуют нашим потребностям в настоящем. Мы также совершенно не умеем предсказывать будущее. Не только то, что произойдёт, но и то, как мы будем к этому относиться.

Когда дело касается вопросов этики, все мы виновны. Почти все мы станем лгать, жульничать и воровать, если поверим, что это сойдёт нам с рук. Подумайте, возможно, вы тоже когда‑нибудь обманывали и в тот момент чувствовали, что ваш поступок оправдан. Мы рационализируем собственное плохое поведение, но осуждаем такое же поведение других.

Наши желания непостоянны, корыстны и основаны на претензиях. Мы переоцениваем то, что сделает нас счастливыми в будущем, но ещё больше — тех, у кого уже есть то, чего мы хотим. Мы — помешанные на статусе, тщеславные и часто жестокие создания. Когда с нами кто‑то не согласен, мы склонны считать плохим его характер, а не его идеи.

Люди — неприятные существа. В них нет никакого «величия». Лишь запутанная паутина из ложных убеждений, эгоистичных импульсов и отчаяния. Истинное величие заключается в редкой способности выходить за пределы собственной природы. В такие моменты мы являем миру рациональность, объективность, справедливость и сочувствие.

Почему мы такие? Наша психика эволюционировала не ради правды или сострадания, а ради выживания. Наши естественные склонности ориентированы не на дисциплину, эмпатию или понимание. Они ориентированы на импульсивные, инстинктивные суждения, корыстные реакции и предубеждения внутри групп.

Именно поэтому мы должны с подозрением относиться к нашим мечтам, идеям и желаниям. Мы должны оставаться скептически настроенными по отношению к самим себе и тренироваться действовать вопреки нашим порывам по умолчанию. Мы должны отстаивать правду, не поддаваться злости и отпускать мечты, которые доставляют удовольствие, хотя, вероятнее, вредят вам.

Конечно, это больно. Но именно боль должна быть центром любой истинной формы личностного саморазвития.

Позитивная самопомощь учит доверять интуиции. Негативная понимает, что интуиция импульсивна и корыстна и её нужно постоянно подвергать сомнению с помощью разума. Позитивная самопомощь говорит верить в себя и свои идеи, как будто они правдивы. Негативная признаёт, что большинство идей ужасны и только действия имеют значение. Позитивная самопомощь продвигает сверхъестественные убеждения, которые нужны, чтобы чувствовать себя хорошо в данный момент. Негативная отрицает сверхъестественные убеждения как вредные и задаёт вопрос, следует ли вообще хоть во что‑то верить.

Позитивная самопомощь призывает быть более человечными — более эмоциональными, снисходительными и сосредоточенными на себе. Негативная требует, чтобы мы развивались за пределы того, что делает нас людьми. Чтобы мы боролись со своими предрассудками, подвергали сомнению укоренившиеся убеждения и стойко принимали неизбежные неудачи. Всё хорошее в мире появилось не потому что мы потакали нашим примитивным импульсам, а потому что преодолевали их.

2. Боль неизбежна — страдания выборочны

Нам всем нравится играть в определённую игру. Мы играем в неё так хорошо, что большинство даже не осознаёт этого. Эта игра заключается в том, что мы убеждаем себя, будто можно избавиться от боли в этой жизни.

Мы думаем: «Вот был бы у меня был гидроцикл, всё было бы чертовски здорово». При этом мы не понимаем, что наше желание скрывает в себе непредвиденную боль — траты на перевозку, хранение и обслуживание гидроцикла и беспокойство, что однажды брат напьётся и умчится на нём в закат.

Боль — универсальная константа жизни. Я мог бы превратиться в джинна и щёлкнуть пальцами — и вы бы получили всё, о чём всегда мечтали. Но уже к полудню вы бы стали возмущаться, что золотой трон, который я построил, недостаточно высокий, а половина наложниц странно пахнет. И да, вы просили водопады шампанского, а не этот вшивый нектар!

Наш разум портит любое веселье. И делает это по конкретной причине: инновации.

Проведём мысленный эксперимент. Представьте, что 50 тысяч лет назад жили два типа людей. Первые — довольные и счастливые, их было легко удовлетворить. Вторые — недовольные и злые, они считали, что всецело заслуживают лучшего (в основном мы).

Счастливые люди валялись на солнышке, ели виноград и устраивали оргии. День за днём, неделя за неделей — все рады и довольны собой и окружающим миром.

Теперь представим, что недовольные встретились с довольными и подумали: «Что за ерунда?! Мы тоже хотим веселиться и наслаждаться жизнью!» Довольные сказали: «Эй, парни, расслабьтесь, давайте сыграем в шашки. Всё круто!» Но недовольные стали злиться, потому что часто проигрывали. И начали усердно тренироваться, чтобы лучше играть в шашки.

Тогда довольные сказали: «Эй, это классно, вы будете у нас выигрывать». Но недовольные наслаждались победой пару минут, а потом начали её ненавидеть. Они начали думать: «Эти счастливые люди проявляют к нам снисходительность? Может, они думают, что лучше нас? Ну сейчас мы им покажем!» Недовольные ушли в пустыню, нашли там самый большой камень и подумали: «Интересно, что будет, если пустить его в дело?» А затем вернулись и истребили всех счастливых людей, чтобы показать, кто здесь главный. И что они заслуживают, блин, уважения!

Но и это не удовлетворило недовольных людей. Потому что теперь повсюду беспорядок, ещё и любимые набедренные повязки помялись. Итак, эксперимент окончен.

Суть в том, что быть разъярённым придурком с точки зрения эволюции — преимущество. Это мотивирует человека соревноваться и доминировать. И хотя стремление к господству не доставляет удовольствия, это полезная эволюционная стратегия. А вот постоянно быть счастливым хоть и приятно, но как эволюционная стратегия — ужасно. Постоянно счастливые люди лежали бы без дела целый день, пока не стали бы обедом для тигра.

Мы всегда немного недовольны жизнью, независимо от пола, дохода, семейного положения или дурацкой машины, которую мы водим. Но вместо того, чтобы принять эту особенность, наш разум бесконечно играет с нами в ту самую игру, где всё наладится, как только мы купим гидроцикл.

Позитивная самопомощь получает много денег, присоединяясь к этой игре: «Три шага к мечте!», «Я открою тебе секрет вечного счастья» или «Узнай, как всегда получать что хочешь, несмотря ни на что». Мало того, что всё это ложь. Даже если вы осуществите свою мечту и получите именно то, чего хотели, к полудню вы станете возмущаться.

Негативная самопомощь, напротив, принимает нашу постоянную неудовлетворённость и работает с ней, а не против неё. Мы всегда будем испытывать боль, дискомфорт, разочарование и фрустрацию. Абсолютно ничего нельзя сделать, чтобы это предотвратить.

Мы не можем контролировать боль, но мы можем контролировать значение, которое ей придаём. Именно это значение определяет, заставит нас эта боль страдать или нет.

Если мы решим, что боль от разрыва означает, что мы недостойны любви, мы будем страдать. Если мы решим, что разрыв означает, что партнёр нам не подходил, мы станем лучше от этой боли. Если мы решим, что потеря работы означает, что мы обречены на неудачи, мы будем страдать. Если мы решим, что потеря работы изменит наше отношение к труду и ответственности, мы станем лучше от этой боли. Если мы решим, что проблемы со здоровьем несправедливы и мы их не заслуживаем, мы будем страдать. Если мы решим, что проблемы со здоровьем дают возможность практиковать дисциплину и стойкость, мы станем лучше от этой боли.

У нас есть выбор: избегать боли или принять её. Когда мы избегаем боли, мы страдаем. Когда мы принимаем её, мы растём.

Главная цель негативной самопомощи — честно и внимательно относиться к боли. Почему вас бросили? Потому что вы были плохим партнёром. Будьте лучше. Почему члены вашей семьи ненавидят друг друга? Потому что ваша семья в полном раздрае. Будьте выше этого. Почему вы много пьёте? Потому что не любите себя. Разберитесь со своими проблемами.

Осознаём мы это или нет, каждый день мы делаем выбор — избегать боли или принимать её. Совокупность наших решений определяет качество нашей жизни. Жизнь отстой? Примите это и найдите в нём смысл.

3. Всё, во что вы верите, рано или поздно подведёт вас — только так вы растёте как личность

Итак, мы можем избегать боли («Это не моя вина», «Я этого не заслуживаю», «Мне так не повезло») или принимать её («Что я мог бы сделать лучше?», «Чему я могу научиться?», «Как эта боль может меня мотивировать?»).

В зависимости от того, какой смысл мы выбираем для своей боли, мы генерируем истории, которые помогают нам определять наши будущие действия. Затем мы эмоционально привязываемся к этим историям, считая их продолжением нашей личности. Мы защищаем и продвигаем их. Мы боремся за них и ссоримся из‑за них. «Это не моя вина, чёрт возьми! Я здесь ни при чём!»

Одни истории полезны, потому что ведут нас к более лёгким проблемам. Другие, наоборот, опасны, потому что ведут нас к более серьёзным испытаниям и делают нам ещё больнее.

Если я решу, что добился успеха, потому что усердно работал, это, скорее всего, мотивирует меня работать больше. Если я решу, что мой успех связан с тем, что я красавчик, я скорее потрачу время на ламинирование бровей, а не на черновик книги. И совсем скоро я останусь в одиночестве без денег (но всё ещё буду красавчиком).

В конце концов любая история подводит нас. Во что бы мы ни решили верить, основываясь на опыте в прошлом, нам не удастся защититься от боли в будущем. Новые неудачи должны мотивировать нас на поиски нового смысла, а значит, и более совершенных историй, которые помогут справиться с болью.

В молодости мне было скучно. Я отчаянно хотел вырваться из рутины  и увидеть мир. Это была история, которую я построил вокруг боли: если бы я мог путешествовать и жить в разном культурном окружении, я бы избавился от скуки. И вот в возрасте 25 лет я отправился в 7‑летнее путешествие. Сначала моё сердце было разбито, потом я влюбился, учил языки, танцевал на пляжах до рассвета — знаете, всё это #сказочное…

И произошло кое‑что забавное. Когда я прекрасно проводил время, я начал чувствовать, что мои отношения рушатся. Я изо всех сил пытался сохранить отношения с друзьями. Моя личная жизнь стала казаться пустой и бессмысленной. Я начал мечтать о том, чтобы где‑то осесть, найти дом, стать частью сообщества и вернуться к рутине.

История, которая спасла меня от прежней боли, открыла мне боль более высокого уровня. История, которая была спасением от боли, стала её причиной. И теперь мне нужно было переосмыслить свою историю и обновить её. В этом смысле боль похожа на надоедливые уведомления в смартфоне о том, что пора обновить приложения. Только в этом случае вам нужно обновить себя.

Когда мы не даём нашей истории провалиться, считаем её единственной непогрешимой Историей с большой буквы «И» и цепляемся за неё до последнего, мы лишаем себя возможности учиться, расти и совершенствоваться. Если мы отказываемся менять свои взгляды, мы обрекаем себя испытывать одну и ту же боль снова, снова и снова.

Позитивная самопомощь постоянно твердит о том, что «нужно верить» и «оставаться верным себе». Негативная, наоборот, призывает принять неведение. Ваши убеждения — иллюзия, ваше представление о себе — тоже иллюзия. Нет никакого «себя», которому можно было бы оставаться «верным».

4. Вы не заслуживаете счастья — вы не заслуживаете ничего

Из всех людских историй, объясняющих боль и страдания, пожалуй, самая распространённая и сомнительная — история о заслуженности.

Человеческий разум мыслит в категориях причины и следствия. Готовитесь к экзамену — получаете хорошую оценку. Просыпаетесь рано — успеваете много. Выпиваете бутылку текилы на завтрак — теряете сознание в собственной рвоте к обеду.

Действия имеют последствия. И в совсем простых контекстах их легко понять. Поэтому наши «настройки» по умолчанию заставляют нас автоматически предполагать, что мы заслуживаем всё, что с нами происходит.

Но что, если происходит что‑то неожиданное и ужасное? Например, ураган разрушил ваш дом или экономический кризис обесценил заначку? Ваши действия причинили эту боль? Конечно, нет. Но наш разум с трудом избавляется от мысли, что мы каким‑то образом не заслуживаем наших страданий. Вот почему во время трагедии мы чаще всего слышим: «Что я сделал, чтобы заслужить это?»

Из‑за нашей предвзятости мы все склонны считать себя хорошими людьми, а из‑за хаотичного и непредсказуемого характера жизни мы все в какой‑то момент испытываем боль. Поэтому сопротивляемся идее, что с нами могут происходить ужасные вещи, даже если мы этого не заслуживаем. Давайте назовём это «проблема несправедливости жизни».

У всех есть свои способы справиться с когнитивным диссонансом, который в нашем сознании создаёт проблема несправедливости жизни. Одни начинают верить в судьбу, предназначение и в то, что у их боли есть какой‑то высший непостижимый смысл. Другие усваивают боль и решают, что им не везёт, потому что с ними что‑то не так в принципе. Они начинают ненавидеть себя и считают, что заслуживают страданий. Здесь вступает позитивная самопомощь, которая говорит таким людям, что они не только не заслуживают страданий, но и заслуживают счастья!

Таким образом проблема отчаяния («Я заслуживаю страданий») обновляется до проблемы притязания («Я заслуживаю счастья»). Я признаю, что такая проблема гораздо лучше, но она всё рано всё портит. Позвольте мне предложить менее очевидное решение проблемы несправедливости жизни: наша вера в то, будто кто‑то что‑то «заслуживает», — ошибка.

Вы что‑то делаете. Иногда это приносит хорошие результаты, иногда плохие. Суть в том, чтобы делать то, что, по вашему мнению, будет чаще всего давать хорошие результаты. Вот и всё. Если вас заденет ураган или обманет мошенник — что ж, это жизнь. Примите свою боль, извлеките из неё уроки и в следующий раз будьте лучше. Счастье не должно быть частью этого уравнения. И заслуженность определённо не должна. Только развитие.

Мы все переживаем трагедию, травму, одиночество, гнев, потерю и печаль. Кто‑то больше, кто‑то меньше. Что‑то более справедливо, что‑то менее. Но никто ничего не заслуживает. Легко смотреть на чужую боль со стороны и думать, что человек её заслужил. Но в его собственных глазах он видит ситуацию иначе. Точно так же и вы можете думать, что не заслуживаете большую часть своей боли, в то время как другие уверены, что вы совершенно точно это заслужили.

Идея «заслуженности» субъективна, тогда как сама боль объективна, универсальна и постоянна. Именно идея «заслуженности» заставляет нападать и отнимать что‑то у других, применять насилие к миру и самому себе. Она подпитывает преступления и ненависть.

Счастье — это не что‑то, что можно заслужить или заработать вне себя. Оно создаётся внутри благодаря постоянному выбору принимать всё как есть. Не моргая смотреть в лицо боли. Принимать свои страхи и проблемы, а не бороться с ними.

Отказаться от идеи «заслуженности» невероятно сложно. Но как только мы это сделаем, мы начнём совершенно просто смотреть на мир. Не причинять ненужной боли ни себе, ни другим. Быть прагматичным во всём. Подходить к проблемам по‑научному и без идеализма. Быть честным. Проявлять сочувствие. Даже если это кажется невозможным.

Позитивная самопомощь поощряет ненасытные притязания и веру в то, что каждый заслуживает всегда быть счастливым и довольным. Негативная относится к положительным эмоциям с подозрением, понимая, что они желанны и приятны, но у них всегда есть цена. Не бывает дефицита счастья, бывает — человеческого достоинства. Выбирайте достоинство. И забудьте о том, чего заслуживаете. Вам необязательно делать «правильные» вещи.

 

 

 

Источник: @miridei.com


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!