Зеркало, фронталка и ритуал проверки: что стоит за привычкой смотреть в камеру
© Фото: freepik
Каждое утро начинается с обряда. Подходим к алтарю в ванной, и в зеркале появляется знакомое лицо. Иногда слегка мятая версия нас, иногда вполне приличная. Ритуал проверки, священнодействие XXI века. Почему мы чаще стали смотреть на себя, а не друг на друга, разбирался Zakon.kz.
Фронталка – это икона нового времени
Маленькое, всевидящее окошко в нашем кармане. Она всегда рядом. Вернее, всегда напротив: не за тобой, а перед тобой. Она ждет, что ты в любой момент вспомнишь о ней и о себе.
Мы стали ходить по улице и краем глаза ловить отражение в витрине. Сердце замирает. Прическа? Спина ровная? Что с лицом? Мы на мгновение зависаем, как зависает видео при плохом интернете. И рука уже тянется к телефону. Мы даже стали смотреть на мир через фронтальную камеру. Отдыхаешь в горах и сначала включаешь фронталку. Потому что если пейзаж не отразился на твоем лице, был ли он вообще?
Фронталка – это не просто инструмент съемки. Это зеркало, в котором мы стали искать ответ на самый главный вопрос: "Такой я сейчас... нормальный или что-то не так?". Молодежь в целом стала переживать, не выглядит ли она выбившейся из кадра эпохи. Это как проверка связи с собой. Но связь все слабее. Потому что чем чаще ты смотришь на лицо, тем меньше видишь, кто за ним.
"У современных людей действительно выросла потребность регулярно смотреть на себя: в зеркале или фронтальной камере. Это во многом связано с тем, что гаджеты дали нам больше возможностей контролировать свою внешность. Камера теперь всегда под рукой, и через нее легче поддерживать ощущение "нормальности" или значимости. Но не всем это нужно. Есть люди, которым не важна внешняя оценка, и они спокойно живут без постоянных проверок себя в отражении. Я знаю семьи, где люди могут неделями не смотреться в зеркало, и это тоже нормально. Скорее, ненормально, когда внешний вид начинает иметь чрезмерную важность", – поясняет кандидат психологических наук Жанат Биржанова.
Соцсети тоже усилили этот эффект, отмечает психолог. Там часто показывается только фасад жизни: внешность, образ, а не внутренний мир. Конечно, бывают исключения, но в основном это селфи, образы, "визитные карточки" человека.
"Есть три основных фактора: технологии, которые дали нам инструмент постоянной самопроверки; соцсети, где визуальное стало главной валютой; и современное общество, которое транслирует: "Будь таким, каким тебя хотят видеть другие. Будь успешным." А успешность сегодня часто измеряется глазами других, и камера становится этими глазами", – рассказывает кандидат психологических наук Жанат Биржанова.
Новая реальность
Когда мы перестали смотреть по-настоящему? Может, тогда, когда взгляд стал больше инструментом анализа, чем способом связи. Когда лайк стал признанием красивости. Когда зеркала перестали быть порталом в суть и стали витриной для продаж.
Фронталка стала нашей современной суперспособностью: за секунду поймать момент, проверить себя, зафиксировать эмоцию и при этом никого не тревожить. Не нужно просить сфотографировать кого-то так, чтобы фон был теплый, а лицо живое. Ты просто берешь камеру и все делаешь сам. Это про ощущение, что ты можешь быть автором своего кадра, своего дня, своей истории. Такой политики придерживается танцовщица Анастасия Сорокина:
"Камера – это мой второй взгляд. Она помогает заметить все, что ускользает от меня в моменте, а именно ошибки, неуверенные движения, то, чего не хватает мне непосредственно в танце. Я смотрю на себя как зритель со стороны и понимаю, как сделать танец точнее, выразительнее. Но есть и другая сторона, я реально кайфую от этого процесса. От себя, от движения, от энергии. Это дает уверенность, ощущение, что я могу больше, чем думала", – рассказывает Настя Сорокина.
Фото: танцевальный коллектив INSIGHT. Из личного архива Анастасии Сорокиной
Для многих это способ жить чуть более осознанно. Не просто публиковать, а делать выводы и проводить работу над ошибками. Танец в зеркале, взгляд после долгого дня, момент, когда ты нравишься себе. Не для лайков. Для себя. Это как тихая форма дневника, только вместо слов – движения, поза, выражение лица.
Мы привыкли думать о зеркале и фронтальной камере как об инструментах для макияжа, фото, сторис. Но на самом деле за этим простым действием взглянуть на себя может стоять нечто глубокое. Психологи все чаще говорят, что в этой привычке спрятана потребность, которая зарождается еще в детстве и формирует то, как мы воспринимаем себя.
"История с зеркалом и фронтальной камерой тесно связана с тем, как формируется нарциссизм. В детстве, примерно с 3 до 6 лет, ребенку важно, чтобы его чувства отражались взрослыми с теплом, вниманием и принятием. Например, когда малыш надевает папины сапоги, и ему говорят: "Ух ты, настоящий рыбак пришел!" – в этот момент его эмоции признаны и разделены. Но если реакция – осуждение, страх или игнорирование, внутри формируется пустота. Это дефицит отраженности, который человек потом всю жизнь пытается восполнить. Взрослея, он ищет подтверждение себя уже в глазах других и в камере. Съемка себя, зеркала, сторис – это попытка наконец-то увидеть тот самый теплый, принимающий взгляд, которого не хватило в детстве", – объясняет кандидат психологических наук Жанат Биржанова.
Фронталка – это зеркало нового времени. И в нем мы смотрим не просто на себя, а на то, кем хотим быть, что хотим запомнить и каким хотим остаться, – хотя бы на 15 секунд сторис.
"Я снимаю видео по нескольким причинам. Во-первых, так я отслеживаю свой рост в танце, сравниваю себя с собой же, но в прошлом. Во-вторых, мне нравится делиться тем, что я делаю. Соцсети для меня – это не просто площадка, а способ показывать свое творчество. Фото и видео – это еще и воспоминания. Я люблю запечатлевать моменты, особенно когда в них есть настроение. А творческие видео – это мой способ самовыражения. Мне важно передать атмосферу, ощущения, красоту движения". Настя Сорокина
Фото: из личного архива Анастасии Сорокиной
Смотрим ли мы друг на друга?
Иногда, мельком. Но все больше мимо или на себя. Мы наблюдаем, не чтобы понять, а чтобы контролировать. Смотрим не из любопытства, а из тревоги. Как в Excel, визуальные ячейки: лицо, прическа, осанка, эмоции. Мы управляем аватаром, редактируем себя в реальном времени. Выбираем, какие чувства оставить, какие стереть, какие показать в сторис, а какие спрятать под фильтр. Мы стали администраторами собственной внешности. Главные редакторы персонального образа.
И все-таки мы продолжаем смотреть. В зеркала, в камеры, в сторис с собой. Иногда с тревогой, иногда с удовольствием. И пусть это не всегда про глубокое самопознание, но, может, хотя бы про попытку быть с собой на "ты".
Главное, чтобы мы не забывали иногда смотреть и в другую сторону. На людей, в глаза, в лица без фильтров. Потому что самый точный ракурс не всегда фронтальный.
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
20:35, 16 декабря 2025
Непогода обрушится на Астану, Алматы и Шымкент: прогноз погоды на три дня
-
20:04, 16 декабря 2025
Минтранспорта приняло важное решение касательно авиарейсов в праздничные дни
-
19:44, 16 декабря 2025
Скандальная квартира Ларисы Долиной: Верховный суд России встал на сторону Лурье
-
19:29, 16 декабря 2025
40 семей из зоны паводкового риска получили квартиры в СКО
-
19:00, 16 декабря 2025
Алматинский «Кайрат» вошел в топ-500 лучших футбольных клубов мира





