Зачем ребенку ваучер: когда, как и почему в РК меняют схему платы за детсад

16:51, 14 августа 2024

© Фото: unsplash

В Казахстане внедряют систему ваучерного финансирования дошкольного обучения: деньги следуют за ребенком. Говорят: прогрессивно. Но не всем родителям и воспитателям нравится. Какая система лучше: новая или действующая (акиматы размещают госзаказ среди детских садов) – разбирался Zakon.kz.

Реформа идет 4 год. Прежде чем распространить новый порядок по всей стране, апробировать его решили в нескольких регионах. Первый пилотный проект по ваучерному (персонифицированному) финансированию дошкольников был запущен еще в 2021 году по столице. Затем последовал еще один. Наконец, в 2024 году проводится пилот по городам Шымкент, Тараз и Туркестан.

После чего – с 1 января 2025 года – планируется "масштабирование по всей стране".

В чем смысл реформы? Как известно, дети в Казахстане начинают долгую образовательную эпопею не в школе, а еще раньше – в дошкольных учреждениях. Само дошкольное воспитание и обучение (не путать с другими статьями расходов) для родителей бесплатное – платит государство. По действующим правилам, территориальные управления министерства просвещения в составе акиматов распределяют госзаказ среди детских садов.

Так вот, эту схему решили изменить. Выделенный из бюджета объем средств (в 2024 году – 815 миллиардов тенге) будут распределять не в дошкольных учреждениях, а на счетах родителей или других законных представителей ребенка. Эта персональная доля – ваучер – и дала название новой схеме: "Ваучерное финансирование дошкольных организаций".

Отсюда и слоган: деньги следуют за ребенком. Мол, если родители захотят сменить дошкольную организацию из-за ненадлежащего качества услуг, новый детсад вместе с ребенком получит и его ваучер, а старый, плохой детсад – потеряет. Таким образом, родители смогут контролировать качество услуг, и вообще: ваучерная система позволит выбрать наиболее подходящие для ребенка детские сады.

Кроме того, это будет способствовать конкуренции, а стало быть, улучшит прозрачность, качество и далее по списку. В общем, риторика примерно такая же, какая была в свое время при внедрении системы обязательного медицинского страхования…

Но не все так радужно. Дело в том, что схему финансирования не просто изменили, а усложнили, введя в нее дополнительных игроков. Деньги не просто поступают с персонального счета в избранный детсад.

Алгоритм – он так официально и называется в Приказе Министра просвещения РК от 29 февраля 2024 года № 53 "О некоторых вопросах пилотного проекта по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение с учетом персонифицированного финансирования по получателям образовательных услуг" – следующий.

Управление образования перечисляет средства оператору проекта – АО "Финансовый центр", тот отправляет деньги на банковские счета детей в банк второго уровня, БВУ, в свою очередь, ждет заполнения детсадом табеля посещаемости воспитанника, а затем подтверждения табеля со стороны родителей – и только после этого деньги с банковского счета поступают в дошкольное учреждение.

В чем проблема? В Казахстане около миллиона (в 2024 году детсадами охвачена 971 тысяча) дошкольников. Соответственно, столько будет и счетов. Предположим (а это нетрудно предположить), через некоторое время выяснится, что сумма, выделенная под госзаказ, и сумма, полученная детсадами – отличаются.

Придется проверять. А как проверить миллион счетов (каждый месяц) в каждом удаленном уголке Казахстана?! И где, на какой стадии произошла "утечка"?

На самом деле, это старая проблема "мертвых душ", для решения которой и инициирована реформа.

"Однако искоренить "мертвые души" при помощи ваучерного финансирования вряд ли получится, т.к. проверяющим органам легче проверить 20 областных и городских управлений образования на предмет целевого использования средств и через них вычислить "мертвые души", чем искать распыленные деньги по всему Казахстану среди сотен тысяч недобросовестных получателей и поставщиков услуг", – говорит юрист, к.ю.н., специалист в сфере образовательного права Сайкен Айсин.

Алгоритм для детсадовского возраста

Впрочем, эти вопросы – государственные: для государственных деятелей, которые должны мыслить на несколько шагов вперед и в масштабах всей страны. Простых же граждан волнуют проблемы более приземленные. Говорим так, потому что их озвучили сами участники пилотного проекта, то есть представители дошкольных организаций образования, входящие в ОИПиЮЛ "Казахстанская ассоциация непрерывного образования по Туркестанской области", а также родители.

Причем свои опасения они изложили в официальном обращении в государственные органы, в том числе и правоохранительные. Чем же встревожены люди?

Проблем много, поэтому все перечислять не будем, остановимся на самых острых.

Например, такой. В РК уже несколько лет функционирует портал Indigo, посредством которого родители могут выбрать дошкольную организацию, поставить ребенка в очередь или взять направление для зачисления в детский сад. Сервис этот, заметим, частный.

Так вот, в новом проекте этот сервис принимает самое непосредственное участие. А именно, говорится, что "управление ваучерным финансированием осуществляет АО "Финансовый центр", а система Indigo самостоятельно обеспечивает обмен данными между банками, национальной образовательной платформой и другими ведомствами".

"Вышеназванные организации – и портал, и БВУ – не являются государственными органами, поэтому напрашивается вопрос: на каком основании госфункции были переданы третьим лицам и тем более частным". Сайкен Айсин

Уточним, здесь юридическая проблема. Согласно пп.6) п.7 упомянутого выше Алгоритма, авторы Пилотного проекта перекладывают на БВУ обязанность по соблюдению целевого назначения бюджетных средств, перечисляемых на банковские счета детей, и предназначенных для последующего безналичного перечисления в дошкольные организации.

"Однако обязанность по соблюдению целевого назначения бюджетных средств и ответственность возложены на Министерство просвещения РК и местные исполнительные органы, и передача государственных функций частным лицам запрещена действующим законодательством Казахстана". Сайкен Айсин

Кроме того, если новая схема будет масштабирована по всей стране, то иного способа определить ребенка в детсад кроме как посредством частного портала Indigo, не будет. Это как, вообще!?.

Не говоря уже о том, что весь этот проект ваучерного финансирования разработан под городские условия и не учитывают особенности сельской местности: слабый интернет, отсутствие отделений банков, маленькое количество пользователей смартфонов...

"Многие родители, дедушки и бабушки в казахстанской глубинке не знают даже, что такое ЕЦП, откуда его брать и как им пользоваться". Сайкен Айсин

Педагоги вынуждены разъяснять им, как пользоваться мобильными приложениями, чтобы поставить в единую очередь, зачислить в детский сад, пройти биометрию, получить ваучерные деньги и многое другое.

"А это, между прочим, не их работа, а компетенция местных исполнительных органов, возложенная пп.18-1) пункта 2 статьи 6 Закона РК "Об образовании" – по оказанию семьям, пользующимися услугами организаций дошкольного воспитания, необходимой методической и консультативной помощи. Но эта функция фактически перекладывается на плечи воспитателей и нянечек! Еще одно нарушение закона". Сайкен Айсин

И подобных изъянов – масса.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что предлагаемый проект – как бы это лучше выразиться, сыроват. При этом, и существующая схема – тоже, разумеется, не идеальная. Однако не будем забывать, что сфера образования в РК, пожалуй, больше других подвергается экспериментам – которые затем нередко признаются неудачными.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!