Сжиженный газ будут продавать на электронных биржах

11:19, 2 мая 2018

На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутаты одобрили в первом чтении проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О газе и газоснабжении», передает корреспондент Zakon.kz.

«Причиной инициирования законопроекта явилась ситуация на рынке сжиженного нефтяного газа РК. Этот газ в основном потребляется населением и предприятиями тех регионов страны, которые пока не газифицированы товарным газом, а также на транспорте. Согласно закону о газе и газоснабжении в Казахстане, устанавливается предельная оптовая цена на сжиженный газ, которая на сегодня составляет 38 437 тенге за тонну без учета НДС», - сказал депутат Мажилиса Бактыкожа Измухамбетов.

Как он отметил, эта цена существенно ниже не только экспортных, но и оптовых цен в приграничных странах, что стимулирует его незаконный экспорт из Казахстана.

«В то же время розничные цены на сжиженный газ у нас значительно ниже оптовых, и лишь немного уступают розничным ценам в соседних странах. Таким образом, сегодня наши заводы работают в убыток, поставляя газ на внутренний рынок. Только за 2017 год доход казахстанских производителей сжиженного газа составил более 38 млрд тенге. В то же время основной доход приходится на цепочку посредников от завода до потребителя. В таких условиях заводам абсолютно невыгодно поставлять сжиженный газ на внутренний рынок, а тем более увеличивать объемы его производства», - сказал мажилисмен.

Парламентарий пояснил, что данные обстоятельства осложняются тем, что за последние 4 года имеет место «почти двукратный рост спроса на сжиженный газ».

«Сегодня уже порядка 72% газа, производимого Казахстаном, поставляется на внутренний рынок. При сохранении такой тенденции, дефицит сжиженного газа можно ожидать уже в 2019 году. В результате мы наблюдаем острую необходимость обеспечения доходности производителей сжиженного газа, которую недопустимо осуществлять простым повышением предельных цен, поскольку такое повышение неминуемо приведет к росту конечных цен для потребителей», - констатировал депутат.

По его словам, целью предлагаемого законопроекта является предотвращение дефицита сжиженного нефтяного газа путем создания заинтересованности производителей в увеличении объемов выпуска сжиженного нефтяного газа.

«Для этого в рамках проводимой политики по цифровизации и сокращения адмбарьеров для бизнеса предусматривается заводам, работающим в убыток, обеспечить доходность после внедрения поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок через электронные торговые площадки. Разработанные нами поправки предполагают поэтапное внедрение данного механизма с 2019 до 2021 года. На весь газ, продаваемый через ЭТП, не будет распространяться утверждаемая Минэнерго, предельная оптовая цена», - сообщил Б. Измухамбетов.

Как он добавил, на первом этапе предлагается реализовывать через ЭТП 10-20% сжиженного газа, поставляемого на внутренний рынок в рамках плана поставки с последующим поэтапным до 2021 года повышением указанной доли.

«Кроме того, необходимо, чтобы покупателями газа на ЭТП на первом этапе были только газосетевые организации, а впоследствии также промышленные предприятия, региональные владельцы газозаправочных станций и газозаправочных пунктов, имеющих соответствующую структуру. Данные изменения приведут к тому, что промышленные потребители, а также крупные владельцы АГЗС и ГНПС смогут покупать сжиженный газ напрямую завода, минуя посредника в виде газосетевых организаций. Как следствие, такие изменения позволят обеспечить доходность заводов-производителей без давления на розничные цены», - проинформировал мажилисмен.

В результате к 2021 году государственное регулирование оптовых цен сохранится только на сжиженный газ, реализуемый населению через групповые резервуарные установки, а также для предприятий нефтехимии, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

«Кроме того, в целях повышения прозрачности рынка сжиженного нефтяного газа проектом закона предусматривается совершенствование системы мониторинга, его производства и оборота посредством предоставления ЭТП, на которых будет осуществляться его реализация. Сведения об объемах реализации и отгрузки газа через информационную систему Минэнерго. После завершения переходного периода законопроектом предусматривается отмена института аккредитации газосетевых организации. Такое предложение связано с тем, что аккредитация изначально вводилась для определения лиц, которым заводы обязаны поставлять газ по регулируемой государственной цене. В связи с предлагаемыми поправками необходимость в данном институте отпадает. Реализация законопроекта не повлечет необходимости выделения дополнительных финансовых средств из бюджета», - заключил парламентарий.

Ксения Давыдова, Астана


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!