Полоса проблем: как новая линия BRT в Алматы влияет на бизнес, рассказали предприниматели

18:05, 15 декабря 2025

© Фото: Zakon.kz

Предприниматели заявили о неминуемой потере прибыли из-за BRT на улице Желтоксан в Алматы. Накануне запустили новую линию. В заведениях общепита и магазинах уже заметили, что клиентов стало меньше. Бизнесменов это пугает. Но есть и те, кого BRT радует. Zakon.kz услышал все стороны.

В Алматы официально заработала новая линия BRT на улице Желтоксан. Теперь автобусы курсируют в обоих направлениях.

Маршрут выбрали не случайно. Скоростная линия по Желтоксан протяженностью 4,6 километра должна связать действующий BRT на Тимирязева с будущим участком на проспекте Райымбек батыра и обеспечить непрерывное автобусное сообщение между югом и севером мегаполиса.

Фото: Zakon.kz

По Желтоксан пассажиров возят пока только два автобуса: 92-й и 59-й. Автолюбители к новшествам еще не привыкли. Некоторые по-прежнему нарушают правила, останавливаясь на проезжей части возле бордюров. Поначалу полицейские проводили профилактическую работу, разъясняли водителям изменения в организации дорожного движения. А со вчерашнего дня за остановку на выделенной полосе для общественного транспорта автомобилистов начали штрафовать. Оставленные на обочине машины могут эвакуировать.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz

"В настоящее время после завершения адаптационного периода полиция города Алматы переходит к принятию мер административного воздействия в отношении водителей, допускающих нарушения правил дорожного движения на участках BRT. Особое внимание будет уделяться фактам парковки и остановки транспортных средств на выделенных полосах для общественного транспорта, а также выезду личного автотранспорта на BRT-полосы. Нарушения будут фиксироваться как нарядами полиции, так и средствами фото- и видеофиксации. Патрулирование усилено", – проинформировал начальник Управления административной полиции ДП Алматы Серик Шумаев.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz

С появлением BRT возникают разные трудности, говорят алматинцы. Больше всех страдает малый бизнес, уверены предприниматели.

Фото: Zakon.kz

Радима Балаева работает в магазине тканей на улице Желтоксан. Мастер по производству изделий из кожи и меха утверждает, что поток покупателей уже уменьшился – и это только начало. По словам Радимы, проблема заключается не только в новом BRT, но и в нехватке парковок поблизости. Даже на платных стоянках найти место удается не всегда.

"Машины ставить некуда. Поэтому надо было сначала парковки сделать, а потом уже забирать полосу под общественный транспорт. Клиенты подъезжают на своих автомобилях и вокруг нас, иногда бывает, по часу ездят, говорят, встать негде, и уезжают. Потом ищут где-то, где им удобнее. Стоимость аренды помещений повышается, а условия рядом не улучшаются. Тут те, кто с нами вместе в этом здании, съезжают. Признаются, что арендовать уже нет возможности. Покупателей, конечно, намного меньше станет. Во дворы не запускают, там везде шлагбаумы. На ситуацию с пробками BRT, по-моему, не влияет. Заторы, наверное, еще больше будут. Потому что одна линия теперь занята автобусами", – полагает Радима Балаева.

Фото: Zakon.kz

Фото: Zakon.kz

Наталья Лигай руководит ателье по пошиву одежды на улице Желтоксан шесть лет. Бизнесвумен уверена, доходы ее компании скоро снизятся. Наталья не исключает, что ей придется перевозить предприятие в другое место и начинать свое дело заново.

"Это нанесет большой вред малому бизнесу, который на Желтоксан люди развивали в течение многих лет. Уже сейчас наши клиенты, которые приезжают сюда, испытывают трудности с парковкой, парковаться негде. Ни покупателям, ни нам. Даже мы не имеем возможности заехать во двор, потому что жильцы не дают нам ключи от шлагбаумов. Получается, у нас останется единственный вариант – сворачиваться и искать где-то другое место. Хотя мы нарабатывали клиентуру тут годами! У нас ателье и магазин одежды. Здесь не просто зашел и вышел: человеку нужно выбрать, провести примерку, это занимает время. Клиентам приходится 3-4 квартала идти с пакетами, что очень неудобно. А когда еще и погода плохая, например, снегопад или сильный дождь, ходить пешком не хочется, и можно вещи намочить. Такси ездит кругами, останавливается либо на улице Курмангазы, либо на Абылай хана. Так вот, мы вынуждены с авоськами бегать по периметру и искать, где таксисты могут нас подобрать", – жалуется Наталья Лигай.

Фото: Zakon.kz

Бакытжан Куатов работает в такси. Часто ездит по историческому центру Алматы. Мужчина подтверждает, на Желтоксан чрезвычайно мало парковочных мест, а во дворы посторонним не попасть. Водитель намерен отказываться от заказов и терять выручку, лишь бы не получать штрафы.

"Прошу прощения заранее, но я просто-напросто не буду принимать заказы, если посадка или высадка на Желтоксан. Там ситуация такая: на обочине сейчас останавливаться нельзя, во дворы не заехать, шлагбаумы закрыты, ключи только у жильцов. Если встать в кармашке при въезде во двор, буду мешать тем, кто заезжает и выезжает. Еще надо учитывать, что пассажиры не сразу же выходят из кафе, баров, ресторанов и магазинов. Могут задержаться, а мне будут все сигналить. Ездить в поисках места можно целый час, особенно по пробкам. Мало того, многие клиенты не хотят далеко идти: кто-то с тяжелыми сумками, кто-то с ребенком, кто-то с коляской. Остановишься далеко – будут возмущаться, мол, чего ближе не подъехал. Получается замкнутый круг", – сказал Бакытжан.

Фото: Zakon.kz

Сотрудники службы доставки теперь тоже не могут останавливаться напротив заведений и магазинов. Поставщики товаров, когда не находят место для парковки, разворачиваются и уезжают.

"У нас портятся отношения с фирмами, где мы что-то закупаем. Они говорят: "Мы вот подъехали, но до вас доехать невозможно, парковку мы не нашли, кружили-кружили и уехали". Да, у них есть тележки, но у нас объемы заказа большие: получается, им нужно сделать не один, не два и даже не три рейса, а гораздо больше. Зимой еще труднее. Когда дорожные полицейские патрулировали на нашей улице, мы их спросили, как нам теперь быть, где останавливаться. Полицейские сказали: "На любой улице, где парковка разрешена". Это либо параллельная улица, либо выше, либо ниже. Но так как у нас очень много напитков, бочки очень тяжелые. Конечно, носить их долго. Получается, дорогу к нашему бизнесу нам же перекрыли, потому что автобусы важнее".Управляющая баром Эльвира Джумагалиева

Фото: Zakon.kz

Со слов бизнес-леди, бар уже терпит убытки. Началось это не сегодня, а когда только нанесли специальную разметку BRT.

"Мы лишаемся гостей, потому что к нам невозможно подъехать, забрать еду, напитки. Сейчас у нас должен быть сезон, а клиентов мало. Я вам скажу по своей заработной плате, зарплата с октября у меня на 60% уменьшилась, мы получаем от обслуживания гостей. Нет клиентов – нет заработной платы. Я уже говорю руководству: "Давайте рассматривать другой вариант". Но если придется менять местоположение, это тоже очень затратно и сложно, еще надо найти место. В итоге мы потеряем наших постоянных гостей, которые привыкли к нам за много лет. Тем более с Нового года будут другие налоги, НДС, и вообще всегда в январе фирмы нас уведомляют о том, что подорожали продукты, которые поставляют", – пояснила управляющая баром Эльвира Джумагалиева.

Вдоль улицы Желтоксан стоят сплошь трех-, четырех- и пятиэтажные дома. По вечерам местные жители замечают на въездах во дворы много чужих авто, дымящих прямо под окнами, возле арок.

Фото: Zakon.kz

"Вечерами, часов в семь, в половине восьмого вижу, как посторонние, не из наших дворов, приезжают, становятся в карманах возле арок и стоят коптят по полчаса, по 40 минут. Холодно же, поэтому двигатели не глушат. Видимо, ждут здесь детей из школы. Потому что рядом ни одной свободной парковки нет. В кармашках на въездах устраивают самые настоящие пробки. Автомобилисты не могут разъехаться, пешеходам не пройти. Сигналят друг другу, кричат. А запускать во дворы мы их, конечно, не готовы. Там постоянно бегают дети. Зимой играют в снежки, летом – с мячами, на великах катаются. Не дай Бог собьют кого-нибудь. Да и для жильцов мест едва хватает. Возле каждого подъезда минимум по 3-4 машины ставят".Алла Игнатьева

А вот те, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, появлению новой линии BRT, конечно, рады. Они рассчитывают добираться в пункты назначения быстрее, огибая заторы.

"Я студентка, учусь в КазНУ, а живу на Ташкентской – Ауэзова. К BRT на Желтоксан отношусь положительно. Радуюсь, что она появилась, с BRT в пробке долго не стоишь. Теперь мне будет удобнее ездить из универа домой", – поделилась радостью Дария Касымжанова.

Отметим, BRT по улице Желтоксан начали строить 26 апреля 2025 года. А 1 декабря в акимате заверили, что проект минимизирует конфликтные ситуации, вызванные парковками и заторами. Чиновники предупредили: в северном направлении выделенная полоса проходит по правой стороне, в обратном – по левой. Для личного автотранспорта сохраняются одностороннее движение на север от проспекта Абая и прежнее количество рядов.

"Следует отметить, что в рамках проекта обустроены остановочные комплексы на доступных платформах для всех категорий пассажиров. Также уложено два слоя асфальтного покрытия, произведено устройство светофорных объектов, знаков, системы освещения и благоустройство пешеходной части улицы с укладкой тротуарной плитки", – сообщили в пресс-службе акимата Алматы.

По данным сайта госзакупок, на строительство BRT по Желтоксан выделили четыре миллиарда тенге, но фактически затратили три.

В акимате Алматы и стражи порядка призывают водителей соблюдать правила дорожного движения, руководствуясь новыми знаками и разметкой. Добавим, что линию BRT на Райымбек батыра планировали сдать в конце 2025 года, но сроки власти перенесли в связи с затянувшимися процедурами выкупа земельных участков. И теперь полоса станет доступна для общественного транспорта только в следующем году, и потратить на это из бюджета намерены 25 млрд тенге.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!