Опыт применения SMART-стандартов на предприятии железнодорожной отрасли Казахстана
© Фото: freepik
Теме SMART-стандартов уже пять лет, но до сих пор самая частая реакция на них остается неизменной, рассказывает Zakon.kz. Потенциальные пользователи и выгодополучатели стандартов заявляют: "Мы слышали о смартах на конференциях, читали о них, изучали. Но какую пользу они могут нам дать?"
Пока для одних неопределенность остается поводом для отказа от новой технологии, для других она служит стимулом к осуществлению смелых экспериментов. Именно так произошло в случае АО "НК "Қазақстан темір жолы". Результатом интереса специалистов предприятия к теме "умных" стандартов стал пилотный проект, показавший реальную выгоду от перевода документов в SMART-формат.
Цели проекта
Акционерное общество "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" – это национальный оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Компания уделяет особое внимание повышению эффективности бизнес-процессов и планомерно занимается цифровизацией всех основных сфер своей деятельности.
На сайте компании представлена Стратегия информационного развития до 2026 года. В качестве одной из ее целей обозначено развитие внутрикорпоративных коммуникаций. Что, в свою очередь, предполагает разработку цифровых сервисов для работы с документами и переход на безбумажное делопроизводство.
Реализация обозначенных задач должно благотворно отразиться на качестве данных, создать дополнительные возможности для их анализа и в конечном итоге повысить эффективность принимаемых решений на всех уровнях управления.
Итоговыми выгодами стратегии развития IT будут:
- повышение эффективности планирования, распределения и контроля использования ресурсов, повышение качества принимаемых решений и взаимодействия;
- повышение надежности работы информационных и микропроцессорных систем, снижение количества сбоев и простоев за счет повышения надежности и функциональности IT-сервисов;
- повышение надежности основных производственных бизнес-процессов, а также оперативности управления процессов перевозок;
- снижение стоимости поддержки IT, лицензионного программного обеспечения и владения IT в целом, выстраивание единой логики бизнес-процессов, основанных на единых подходах;
- повышение эффективности принимаемых решений на всех уровнях управления за счет повышения качества данных и возможностей для анализа данных, используемых в работе компании;
- снижение издержек путем улучшения взаимодействия по всей компании за счет автоматизации, унификации и стандартизации бизнес-процессов;
- увеличение объема продаж за счет расширения онлайн-продаж.
Причина интереса к теме SMART-стандартов
Концепция SMART-стандартов возникла в ответ на потребность промышленности в цифровых инструментах автоматизации бизнес-процессов. Термин "SMART-стандарт" появился в 2019 году. Его предложила группа IEC SG12, а в широкий обиход ввела Стратегическая консультационная группа ISO по машиночитаемым стандартам (ISO SAG MRS).
Аббревиатура SMART в данном случае расшифровывается как Standards Machine Applicable, Readable and Transferable – "стандарты, применимые для машин, читаемые машинами и передаваемые на машины".
Специалисты "Қазақстан темір жолы" заинтересовались SMART-стандартами – форматом представления данных, который позволяет переводить документы в машинопонимаемый формат. Было принято решение запустить экспериментальный проект по оцифровке внутренних документов компании и переводу их в SMART-формат.
За реализацию проекта взялась команда разработчиков Информационной системы "Параграф" – компании с тридцатилетним опытом создания систем для работы с правовой информацией. Основной задачей, которую поставили перед собой участники проекта, было оценить, насколько SMART-стандарты и информационные системы, содержащие SMART-данные, соответствуют потребностям предприятия реального сектора экономики.
В современном прочтении понятие SMART-стандартов тесно связано с концепцией цифровой трансформации экономики, широко известной как "Индустрия 4.0". Предполагается, что SMART-стандарты должны обеспечить цифровой формат представления нормативной информации для информационных систем предприятия.
С помощью "умных" стандартов все необходимые нормативные требования для каждого этапа жизненного цикла продукции можно будет извлечь из цифровых документов и напрямую доставить исполнителю – без временных потерь и ошибок при переносе. Причем исполнителем может быть как эксперт-человек, так и информационная система.
Но для того, чтобы документы в SMART-формате могли полноценно использоваться как в цифровой экосистеме отдельного предприятия, так и промышленности в целом, они должны быть стандартизированы.
Рассуждая о SMART-стандартах, важно помнить, что они представляют собой не отдельные файлы, а контейнеры самых разных данных, как структурированных, так и не структурированных. Потенциально документ в SMART-формате может включать в себя сразу несколько составляющих:
- дополненный xml-разметкой машинопонимаемый текст, этот же текст в традиционном человекоориентированном виде, например в формате DOC или PDF;
- чертежи и другую растровую графику;
- выделенные из документов нормативные требования;
- дополнительные машиночитаемые данные, в частности программный код или 3D-модель;
- другие вложения – видео, таблицы, базы данных (список допустимых форматов все еще продолжает расширяться).
Попадая в информационную систему, данные из документа в SMART-формате могут быть использованы для работы разнообразных сервисов. Оценить возможные сценарии применения SMART-данных стало одной из задач пилотного проекта "Қазақстан темір жолы". Для того, чтобы данные могли быть адекватно прочитаны специализированными программами, из текста документа необходимо "извлечь" соответствующие структурные элементы – разметить эти данные, используя язык, понятный программе.
Предыстория проекта
Пилотный проект для компании "Қазақстан темір жолы" безусловно можно считать новаторским. Это первый проект, где были последовательно применены форматы представления данных. Тем не менее к моменту его запуска на международном ИТ-рынке уже были удачные примеры перевода документации в машинопонимаемый формат для целей крупных промышленных предприятий.
Важно подчеркнуть, что функционал проектируемого портала не ограничивался только хранением нормативной документации. Разработчики подготовили целый ряд контентно-программных сервисов, упрощающих работу с нормативной информацией: конструктор документов, реестр нормативных требований, цифровые модели для железнодорожной отрасли и многое другое.
Для части сервисов потребовалась специальная разметка документов. Например, уникальным решением, разработанным для портала, стал конструктор 3D-моделей колесных пар. Параметры проектируемого изделия подгружались из стандарта на колесные пары ГОСТ 10791-20111 напрямую в программу Autodesk Inventor – САПР-систему, предназначенную для создания цифровых прототипов промышленных изделий.
На основе полученных данных программа автоматически отрисовывала 3D-модель без участия проектировщика. Чтобы извлечь необходимую информацию из текста стандарта, нужно было выделить параметры колесной пары при помощи специальной разметки. Полученная технология позволила не только автоматически создавать 3D-модели на основе нормативной информации, но и актуализировать их в случае изменения документа-источника.
Реализация проекта
На этапе переговоров участники пилотного проекта договорились о переводе в SMART-формат только небольшого числа внутренних документов, чтобы на минимальной выборке оценить возможности "умной" разметки и выгоды от ее внедрения. Разработчики запланировали сформировать один SMART-контейнер для нормативного документа. Он должен был стать образцом, демонстрирующим потенциал xml-разметки на основе стандартов серии "Умные (SMART) стандарты".
Кроме подготовки SMART-контейнера разработчики создали техническую среду для демонстрации размеченных документов и инструментов работы с ними. Оболочка включала в себя целый комплекс технологий и систем, в том числе и "умные" сервисы, работающие на основе SMART-данных.
Пристального внимания потребовала задача по подбору документов, ведь в рамках ограниченного числа документов предстояло отобразить все основные возможности SMART-разметки и сервисов на ее основе. Поэтому перед стартом разработки были сформулированы требования к тестируемым документам и отобраны образцы, которые содержали максимальное число структурных элементов.
Даже для работы базовых сервисов отобранные документы должны были соответствовать внушительному списку критериев. Документ должен был содержать сложную иерархическую структуру, чтобы на ее основе можно было оценить все возможности автоматически создаваемого оглавления.
Также разработчики отбирали документы, ссылающиеся на другие нормативные акты. Эти ссылки использовались для демонстрации целого ряда сервисов: по проверке актуальности гиперссылок, автоматизированной установке гиперссылок на упоминаемые в тексте документы и автоматическому формированию разделов "Нормативные ссылки" и "Библиография".
Кроме того, документы должны были в прошлом подвергаться изменению, чтобы данные об этом отражались в сервисах, отслеживающих историю внесения этих изменений, – "Редакции" и "Сравнение редакций". Если же документ уже проходил все стадии жизненного цикла, включая замену или отмену, эта информация попадала в сервисы "Утрата силы", "История документа" и "Проверка актуальности".
Кроме базовых сервисов разработчики подготовили целую линейку SMART-сервисов. Если для базовых на первый план выходили связи текущего документа с другими нормативными актами или собственными версиями, то для SMART-сервисов нужны были данные, непосредственно содержащиеся в тексте документа. Получить их стало возможным благодаря переводу документа в SMART-формат.
В первую очередь разработчики выделили в документах требования – минимальную структурно-логическую единицу, описывающую конкретное правило для определенного процесса или изделия.
Требования, как и документы, имеют определенный правовой статус – обязательный, рекомендательный или справочный – и свой жизненный цикл. При этом стадии жизненного цикла требования могут не совпадать со стадиями документа-источника. Отдельные требования могут вноситься в документ и отменяться, а также изменяться содержательно – документ остается действующим. Поэтому для эффективной работы с нормативной информацией техническим специалистам важно собирать из разных источников и проверять на актуальность все требования, которые относятся к их профессиональной области.
Системно решить эту задачу в рамках проекта помог Реестр требований – сервис, который собирал и структурировал отдельные требования по объектам или процессам в соответствии с отраслевыми классификаторами. Он помогал находить требования к выполняемой задаче из всех имеющихся в наличии нормативных документов. Кроме того, Реестр требований контролировал актуальность требований и сигнализировал, если в них появились изменения.
Помимо требований в документах отдельно размечались термины, сокращения и обозначения. На их основе был создан Словарь терминов – подборка профессиональных терминов предприятия, по каждому из которых предоставлялись все определения, имеющиеся в справочной системе. Также термины были снабжены гиперссылками на нормативные документы, из которых они заимствованы. Это позволяло ознакомиться с источником термина, понять, в каком контексте он применяется и к какой области принадлежит.
Подобные корпоративные словари дают возможность сравнивать значения термина во внутренних и внешних документах, выявлять противоречия и создать единую терминологическую базу предприятия.
Для пилотного проекта также были отобраны документы, содержащие чертежи. Они легли в основу сборников 2D-чертежей, 3D-моделей, а также сервиса по подготовке информационных моделей. Все загруженные в систему чертежи и модели актуализировались на основе параметров, размеченных в соответствующих нормативных документах.
Помимо этого, разработчики предусмотрели ряд прикладных инструментов, упрощающих выполнение рутинных задач технических специалистов. На основе формул и требований к расчетам, прописанных в нормативных документах, были подготовлены расчетчики и инженерные калькуляторы, а на базе форм и образцов документов – соответствующие интерактивные формы и образцы.
Итоги проекта
Несмотря на то, что фонд документов для оцифровки был существенно ограничен, на его основе разработчики смогли в полной мере раскрыть перспективы применения SMART-стандартов.
Главным итогом оцифровки контента стал банк документов и базовые сервисы для работы с ними. Благодаря цифровым инструментам участники проекта смогли оценить возможности быстрой ориентации по тексту документа с помощью интерактивного оглавления, в режиме одного окна ознакомиться с историей документа, сравнить несколько его версий и выявить в них различия с помощью визуальных маркеров, посмотреть список документов, на который ссылается текущий, и проверить их актуальность.
Дополнительно была подготовлена линейка SMART-сервисов, которые использовали данные из размеченных документов – Словарь терминов и Реестр требований, отраслевые классификаторы и справочники, инженерные калькуляторы, интерактивные формы и банк 3D-моделей.
По результатам пилотного проекта были проведены консультации с АО "НК "Қазақстан темір жолы". В ходе обсуждения стороны решили продолжить работу по развитию и внедрению SMART-стандартов в Казахстане, а также расширить многостороннее взаимодействие и консультации. Результатом этого сотрудничества стала серия совещаний о перспективах продолжения пилотного проекта. Последнее из них состоялось 7 сентября 2024 года в рамках панельной секции ежегодного Форума юристов группы компаний АО "НК "Қазақстан темір жолы".
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
14:38, 15 января 2025
Токаев на полях саммита в Абу-Даби поздравил с днем рождения Джорджу Мелони
-
14:37, 15 января 2025
В Казахстане запустили пилотный проект по размещению образовательного госзаказа в детских садах
-
14:21, 15 января 2025
Пассажирка избила сотрудника FlyArystan в аэропорту Алматы
-
14:18, 15 января 2025
Депутаты намерены уточнить норму о прогреве автомобиля
-
14:10, 15 января 2025
В Казахстане появится совет по искусственному интеллекту под руководством Токаева