Новый транспортный каркас: как жителей Алматы планируют пересадить на общественный транспорт

18:45, 22 января 2024

© Фото: Zakon.kz

Акимат Алматы утвердил новый мастер-план транспортного каркаса города до 2030 года. Его цель – пересадить большую часть жителей на общественный транспорт. Как власти города планируют это сделать, в материале корреспондента Zakon.kz.

В Алматы планируют увеличить количество пользователей общественным транспортом на 64%. Однако, по словам руководителя проектного офиса развития транспортной системы Алматы Артура Шахбазяна, сделать это при существующей инфраструктуре и загруженности общественности транспорта будет невозможно.

По его словам, сегодня алматинцы предпочитают личный транспорт общественному, несмотря на относительно доступные цены проезда в автобусах и метро. Это подтверждает опрос, который провели среди жителей города в 2022 году. Он показал, что алматинцы недовольны:

  • перегруженностью общественного транспорта – 42% опрошенных;
  • длительным ожиданием – 41% опрошенных;
  • отсутствием маршрутов после 22:00 – 30% опрошенных;
  • поведением или вождением воителей – 19% опрошенных;
  • нарушением расписания – 16% опрошенных;
  • множеством пересадок – 14% опрошенных;
  • состоянием остановок – 6% опрошенных;
  • состоянием парка – 5% опрошенных.
"Средний интервал между маршрутами на сегодняшний день составляет 14 минут, если брать в общем по сети. Попробуйте в такую холодную погоду постоять и подождать автобус 14 минут, наверное, в следующий раз вы не захотите поехать на автобусе. А в Алматы более 50 маршрутов следуют с интервалом больше 10 минут, причем это не фактически, а это интервал, который был заложен в плане города", – рассказал Артур Шахбазян.

Еще один важный вопрос, по мнению Шахбазяна, – размещение и оснащенность остановок. Однако эту проблему власти обещают решить.

Как рассказал глава Управления городской мобильности Сагындык Телибаев, в мастер-плане автобусные остановки будут находиться вблизи светофоров. Также их станет больше – 1245 (на 37).

остановка в Алматы

Фото: Zakon.kz

В целом каркас нового мастер-плана будет состоять из 42 транспортных коридоров с 20 пересадочными узлами, которые должны создать сеть, связывающую районы между собой и распределить более равномерно скоростной общественный транспорт, сделав его максимально доступным для 75% жителей.

По этим коридорам будут курсировать:

  • BRT (скоростной общественный транспорт) – 81%;
  • LRT (трамваи) – 8%;
  • метро – 1%.

Создание инфраструктуры транспортного каркаса потребует от пяти до семи лет и будет одним из элементов системной трансформации общественного транспорта Алматы.

Пилотным коридором транспортного каркаса выбрали участок проспекта Райымбека протяженностью около 17 км от проспекта Абая (район рынка "Барлык") на западе до улицы Пушкина. Строительство БРТ на данном участке начнут уже в этом году.

"На данном проспекте протяженность участков с приоритетным движением общественного транспорта по выделенным полосам составляет менее 70% от общей протяженности. Низкий уровень администрирования выделенных полос также способствует выезду на них личных авто. Кроме этого, проспект характеризуется неравномерным профилем с различным количеством полос на разных участках и наличием значительного количества конфликтных точек. Вдоль проспекта Райымбека, помимо прочего, не развита пешеходная инфраструктура. Как итог – низкая доступность, пробки, переходы в неположенных местах, опасные маневры и ДТП", – отметили в акимате.

Маршрут будет комбинированным, где-то будет проходить по крайней левой полосе, на определенных участках по крайней правой полосе.

"Если вечером ехать по Райымбека, и частный, и общественный транспорт стоит в пробках. Нет никакого приоритета. Поэтому на сегодня 68% людей, которые пользуются частным транспортом, им удобно добираться на частном транспорте. (…) Если в последующем мы будем давать приоритет общественному транспорту, и человек будет убежден, что на работу на автобусе ему будет доехать быстрее, чем на частном транспорте, то тогда он будет отдавать приоритет общественному транспорту", – заявил руководитель Управления городской мобильности Алматы Сагындык Телибаев.

Помимо проспекта Райымбека, дополнительно строить БРТ будут по улице Желтоксан, протяженность линий составит 4 км.

Как отметил Артур Шахбазян, общий объем оценочных инвестиций проекта мастер-плана предполагает порядка 2,8 трлн тенге, без учета потенциальной инфляции и каких-то возможных изменений.

"Инвестиции запрашиваются на основе проектно-сметной документации. Мы должны получить госэкспертизу, и в последующем запросить необходимые средства из республиканского и местного бюджетов", – объяснил Сагындык Телибаев.

Первые значимые результаты внедрения транспортного каркаса можно будет ожидать по итогам завершения первых двух этапов реализации транспортного каркаса – к концу 2026 года. К этому времени парк автобусов будет переведен на газовые и электрические, ожидается запуск первой линии ЛРТ, открытие станции метро "Калкаман" и строительство трех транспортно-пересадочных узлов в западном, северном и восточном направлениях.

2027-2030 годы станут завершающим этапом. Появится: 296 км БРТ, 31 км ЛРТ и 20 км метро.

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!