Концепцию региональной политики на пять лет разработали в Казахстане
© Фото: акимат Жамбылской области
Подготовлено постановление правительства "Об утверждении Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2025-2030 годы", сообщает Zakon.kz.
Документ определяет ключевые направления развития регионов страны, направленные на достижение сбалансированного территориального роста и повышение качества жизни граждан.
Что сейчас
В концепции также дается анализ текущей ситуации. При этом отмечается, что несмотря на общую положительную динамику и достигнутые результаты, объективные различия в социально-экономическом положении регионов обусловливают их неравномерное развитие.
С учетом географического расположения, экономической специализации, характера рыночных связей и системы расселения населения в Казахстане выделяются 5 макрорегионов:
- Западный макрорегион: Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области;
- Южный макрорегион: Алматинская, Жамбылская, Жетысу, Туркестанская области и г. Шымкент;
- Северный макрорегион: Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская;
- Центрально-восточный макрорегион: Абай, Карагандинская, Павлодарская, Улытау и Восточно-Казахстанская;
- Крупные агломерации: города Астана и Алматы.
По ключевым социально-экономическим параметрам наблюдаются значительные разрывы как между регионами, так и относительно среднереспубликанского уровня.
Так, самые высокие заработные платы отмечаются в Западном макрорегионе (Атырауская, Мангистауская области), в Центрально-Восточном макрорегионе (Улытау), а также в крупных агломерациях Астана и Алматы. В то же время, в Южном и Северном макрорегионах средняя заработная плата ниже среднереспубликанского уровня (в среднем по РК за 2023 год – 364,3 тысячи тенге).
Разрыв по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (средняя по РК – 5,2%) между регионами в 2023 году составил 3,7 раза. Наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума отмечается в Южном макрорегионе (от 6,4% до 9%), а также в Западном макрорегионе, в частности в Мангистауской (7%) и Кызылординской (6,2%) областях.
Указывается, что в Западном и Южном макрорегионах уровень безработицы превышает среднереспубликанский уровень (4,7%). Однако официальная статистика не учитывает долю самозанятого населения, которое часто не имеет стабильного дохода и постоянной работы. Поэтому фактический уровень безработицы может не полностью отражать реальную ситуацию на рынке труда.
В Западном и Южном макрорегионах также отмечается высокая доля самозанятого населения (от 27% до 37%).
Из документа следует, что наибольший отток населения наблюдается в Южном макрорегионе, особенно в Туркестанской (184,8 тысячи человек), Жамбылской (116,4 тысячи человек), Алматинской (85,5 тысячи чел.) областях, а также в Кызылординской (48,6 тысячи человек), Восточно-Казахстанской (67,9 тысячи человек), Северо-Казахстанской (47,6 тысячи человек) и Карагандинской (43,8 тысячи человек) областях.
При этом особенно заметный отток наблюдается среди трудоспособного населения, которое активно переезжает в крупные города в поисках работы и лучших условий жизни.
Наибольший рост населения приходится на города республиканского значения, южные и западные регионы. Снижение населения наблюдается в Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в областях Абай и Жетысу. За пятилетний период численность населения в этих регионах сократилась на 40,8 тысячи человек.
Вместе с тем говорится, что удельный вес пожилого населения в возрасте 65 лет и старше стремительно растет.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 20 моногородов (Курчатов, Степногорск, Хромтау, Кулсары, Алтай, Риддер, Аксай, Абай, Балхаш, Темиртау, Шахтинск, Житикара, Лисаковск, Рудный, Жанаозен, Аксу, Экибастуз, Кентау, Каражал, Сатпаев), в которых проживают 1 349 224 человек (около 11% городского населения страны), из них:
- 14 городов областного значения (Курчатов, Степногорск, Риддер, Балхаш, Темиртау, Шахтинск, Лисаковск, Рудный, Жанаозен, Аксу, Экибастуз, Кентау, Каражал, Сатпаев);
- 6 городов районного значения (Хромтау, Кулсары, Аксай, Алтай, Абай, Житикара).
Разработчики отмечают, что в последние годы количество моногородов в стране сократилось с 27 до 20.
Пересмотр перечня моногородов стал ключевым шагом в совершенствовании управления их социально-экономическим развитием.
В документе представлено видение развития регионов. Так, предусматривается, что развитие регионов будет идти с учетом их особенностей: крупные города формируют экономические центры роста, а малые города и сельские территории требуют дополнительных мер для улучшения инфраструктуры и создания рабочих мест.
Что ожидается
Ожидается, что к 2030 году в развитии регионов и реализации региональной политики произойдут следующие качественные изменения, способствующие повышению качества жизни граждан страны, а также долгосрочному и устойчивому развитию национальной экономики:
- обеспеченность регионов базовыми благами и услугами, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, спорт, а также инженерную и транспортную инфраструктуру, которая соответствует СРС, составит 96% для городов и 71% для сельских населённых пунктов (СНП);
- формирование комфортной городской среды через масштабное благоустройство общественных пространств, повышение уровня озеленения, обеспечение чистоты и санитарного состояния, повышение безопасности улиц, улучшение доступности социальной инфраструктуры, а также сохранение и развитие архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов с учетом климатических особенностей и принципов устойчивого развития;
- развитие населенных пунктов страны будет осуществляться с учетом требований градостроительного планирования, в том числе за счет разработки качественных градостроительных проектов на всех уровнях (генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки);
- развитие глубокой переработки в отраслях нефтегазового сектора, горнорудной промышленности и сельского хозяйства с созданием пояса МСБ вокруг крупных предприятий;
- стимулирование освоения новых производственных цепочек и выпуска готовой продукции в обрабатывающих отраслях и АПК с акцентом на увеличение добавленной стоимости, локализации и максимальную переработку отечественного сырья внутри страны;
- реализация транспортно-логистического потенциала регионов путем повышения транспортной связанности, развития качественной сервисной инфраструктуры и региональных транзитных транспортных узлов (хабов);
- развитие туристского потенциала регионов через развитие точек притяжения туристов регионального масштаба;
- усиление межведомственного взаимодействия путем формирования единого координационного центра – Офиса региональных инициатив при Аппарате Правительства РК;
- дальнейшее повышение бюджетной самостоятельности регионов путем полноценного внедрения блочного бюджета;
- укрепление доходной части местных бюджетов за счет расширения налоговой базы путем реализации новых инвестиционных проектов для раскрытия экономического потенциала регионов в рамках настоящей Концепции, более рационального распределения доходов местных бюджетов, дальнейшей поэтапной фискальной децентрализации, а также других системных мер;
- усиление кадрового потенциала местных исполнительных органов через повышение внутренней мобильности кадров среднего звена по принципу «регион-центр-регион» с разработкой механизмов стимулирования и карьерного роста;
- улучшение управления данными в государственном секторе через создание и развитие целостной национальной экосистемы данных, а также оптимизация системы управления данными в государственного секторе;
- регионы будут оснащены развитой специализированной инфраструктурой в АПК, индустриальном секторе, туризме и других отраслях, что приведет к значительному росту частных инвестиций и поэтапной трансформации их структуры экономики;
- полноценное формирование пяти городских агломераций (Астанинская, Алматинская, Шымкентская, Актюбинская, Карагандинская) как центров экономического роста национального масштаба создаст условия для расширения географии экономического роста на остальные территории страны;
- сбалансированное развитие городских агломераций за счет реализации проектов в транспортной, инженерной и социальной инфраструктуре;
- формирование новых «центров экономического роста» за счет реализации социально-экономического потенциала областных центров;
- увеличение транспортной доступности моно- и малых городов с центрами экономического роста;
- диверсификация экономики моногородов за счет развития производственной инфраструктуры и реализации якорных проектов;
- модернизация сельской инфраструктуры позволит довести качество жизни более 90% сельского населения до требований СРС и обеспечит условия проживания в селе максимально приближенные к городскому уровню;
- значительное улучшение демографической ситуации в сельских и приграничных населенных пунктах страны за счет улучшения условий проживания;
- улучшение доступности ресурсов развития (финансовых, материальных, земельных) для сельского населения обеспечит значительный рост доходов и снижение уровня бедности в сельской местности.
Таким образом, видение развития регионов и реализации региональной политики охватывает три основных направления: обеспеченность населения регионов качественной базовой инфраструктурой (социальной, инженерной, транспортной) и комфортной городской средой, реализованный экономический потенциал в промышленности, АПК и транспортно-логистическом комплексах, туризме, а также эффективное институциональное обеспечение развития регионов.
В рамках первого направления будут решаться вопросы снижения критических разрывов в обеспеченности базовой инфраструктурой (объектами образования, здравоохранения, инженерной, транспортной инфокоммуникационной инфраструктуры) в сравнении со среднереспубликанским уровнем и удовлетворения потребностей регионов в строительстве новых объектов базовой инфраструктуры с учетом перспектив развития.
Приоритетное внимание будет уделено объектам с наиболее острыми проблемами. Комплексное благоустройство повысит качество городской среды, улучшит экологическую ситуацию и создаст комфортные условия для жизни населения. Развитие общественных пространств, озеленение и модернизация инфраструктуры увеличат привлекательность территорий, стимулируя внутренний туризм, малый и средний бизнес, а также инвестиционную активность регионов.
В МНЭ отметили, что в целом проект Концепции направлен на стимулирование равномерного развития инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение уровня жизни в регионах и снижение разрыва в доходах между городами и селами.
К 2030 году планируется значительное улучшение доступа к чистой воде, модернизация дорожной сети, строительство новых школ и больниц. Доля малого бизнеса в экономике должна вырасти до 45%, а качество жизни в малых городах и сельских районах значительно улучшится.
Проект предусматривает развитие регионов с учетом их особенностей и экономической специализации, включая развитие промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли.
Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 апреля.
Ранее мы рассказали, что разработан дизайн-код Туркестана, а также правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования.
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
17:51, 19 марта 2025
Стоит ли сохранять семью ради детей, если прошла любовь
-
17:47, 19 марта 2025
Миллион казахстанцев являются игроманами: в Минтуризма опровергли информацию
-
17:44, 19 марта 2025
День обновления: жители и предприниматели Астаны присоединились к масштабной уборке города
-
17:37, 19 марта 2025
Будут ли при приеме на госслужбу тестировать на игровую зависимость в Казахстане
-
17:36, 19 марта 2025
Житель Астаны незаконно держал львенка в подсобке СТО
Популярные новости
-
18:20, 18 марта 2025
-
18:02, 18 марта 2025
-
11:07, 19 марта 2025
-
10:13, 19 марта 2025
-
17:59, 18 марта 2025
-
05:40, 19 марта 2025
-
20:22, 18 марта 2025
-
20:10, 18 марта 2025
-
22:37, 18 марта 2025
-
00:49, 19 марта 2025
-
19:33, 18 марта 2025
-
20:37, 18 марта 2025
-
05:55, 19 марта 2025
-
19:55, 18 марта 2025
-
18:03, 18 марта 2025