Казахстан в ОБСЕ: сотрудничество и достижения

11:04, 29 ноября 2021

© Фото: osce.org

С момента обретения независимости Казахстану пришлось в короткие сроки выстраивать собственную модель обеспечения безопасности. Власти страны взяли курс на вступление в состав ОБСЕ. Чего смог достичь Казахстан в ее составе за тридцать лет, разбираемся в материале Zakon.kz.

Казахстан с первых дней возрождения своей государственности привержен принципам укрепления международной безопасности и климата доверия, развития политического и экономического сотрудничества, выступая за создание эффективных и взаимоприемлемых систем безопасности, что проявилось в его деятельности в рамках ОБСЕ.
Доктор исторических наук, профессор Куралай Байзакова

 

Путь становления

Казахстан стал участником СБСЕ (совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) 30 января 1992 года. Это автоматически означало признание Казахстана всеми 48 членами этой международной организации.

В течение 1992 года Казахстан подписал все основополагающие документы СБСЕ, в первую очередь Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижскую хартию для новой Европы, и тем самым взял на себя все обязательства члена Совещания.

В 1994 году на Будапештском саммите СБСЕ была переименована в ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). С первых дней своего участия в этой организации Казахстан начал активно выступать за укрепление безопасности на пространстве СБСЕ/ОБСЕ

Казахстан принимал участие во всех саммитах СБСЕ/ОБСЕ: в Будапеште (1994 год), в Лиссабоне (1996 год), в Стамбуле (1999 год). Большое значение для безопасности РК имел Будапештский саммит, на котором как государству, добровольно отказавшемуся от ядерного оружия, были даны гарантии безопасности со стороны ядерных держав – членов СБСЕ/ОБСЕ.

Свидетельством укрепления авторитета РК в ОБСЕ был тот факт, что первое заседание Лиссабонского саммита прошло под председательством Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

В 1999 году в Алматы был официально открыт Центр ОБСЕ. Это стало свидетельством того, что Центральная Азия оставалась приоритетной зоной действия ОБСЕ. В соответствии с достигнутыми соглашениями, Центр ОБСЕ в Казахстане получил мандат по следующим направлениям: содействие соблюдению принципов и обязательств Организации, содействие участию Казахстана в рамках ОБСЕ в обеспечении всех измерений безопасности, поощрение контактов с институтами ОБСЕ и ее членами, а также с международными организациями и институтами, налаживание и поддержание контактов с местными властями, учебными, научными и неправительственными организациями, оказание помощи региональной деятельности ОБСЕ.

Сотрудничество с ОБСЕ для Казахстана всегда имело важное значение. Используя фактор своего членства в составе ОБСЕ, Казахстан смог наладить тесные взаимоотношения со странами-членами организации, активизировать процессы по укреплению собственной безопасности и всего Центральноазиатского региона, способствовать развитию демократии. Опыт ОБСЕ был также полезен для созыва инициированного Казахстаном СВМДА, которое по праву называют аналогом ОБСЕ в Азии.

Участвуя в заседаниях под эгидой ОБСЕ, Казахстан выстраивал свою позицию из расчета глубокой кооперации со всеми государствами без исключения. Также неоднократно исполнял роль так называемого «рефери» чтобы укрепить единство организации и снизить уровень противостояния между странами Запада и Евразийского пространства. В этой связи Нур-Султан выдвинул свою кандидатуру на председательство в ОБСЕ в 2009 году.

В своих посланиях народу Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечал:

 

Масштабные перемены, произошедшие в международной системе, особенно на Европейском континенте, выдвинули на первый план проблемы безопасности. Речь идет о переосмысление понятий самой безопасности и проблему источника современных угроз, так и о роли тех институтов, приоритетной задачей которых является укрепление безопасности.

 

Елбасы подчеркивал: роль этой организации объясняется тем, что это единственная институциональная структура, объединяющая все государства евразийско-атлантического ареала, от Владивостока до Ванкувера. 

 

Единственное место для диалога и сотрудничества по многим проблемам: безопасность, экономика, права человека. Единственный институт, создавший и развивший механизмы для предотвращения угрожающих безопасности конфликтов разного типа и способы управления ими на всем гигантском европейском пространстве.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

 

Решение по председательству Казахстана, несмотря на проявляемый скепсис со стороны США и Великобритании, было принято в ходе Мадридского саммита министров иностранных дел стран-членов организации в 2007 году. Тогда участники единогласно проголосовали за кандидатуру Казахстана на пост председателя, правда с небольшой оговоркой – не в 2009-м, а в 2010 году.

 

Председательство Казахстана

В 2010 году Казахстан первым из стран СНГ, Азии и тюркоязычного мира смог добиться председательства в составе авторитетнейшей организации на евразийском пространстве – ОБСЕ.

Цель председательства Казахстана в ОБСЕ – повышение авторитета в международном сообществе путем усиления позиций в рамках Организации, увеличение своего присутствия в миссиях и институтах ОБСЕ, проведение регулярного мониторинга по использованию инструментов ОБСЕ, в тех или иных регионах зоны ее ответственности, поиск новых союзников для решения стратегических задач внешней политики Казахстана.

Стоит напомнить, что в то время позиции организации в мировой геополитике постепенно снижались, превращая ОБСЕ в аморфную структуру, которая постепенно становилась обычным и ничем не примечательным правозащитным органом с международным статусом.

Главы государств-членов ОБСЕ к 2010 году перестали проводить расширенные саммиты и уже фактически не использовали их в качестве эффективной диалоговой площадки. То есть Казахстану как председателю предстояла большая работа в процессе реанимации формата и возвращения былого авторитета организации на мировой арене.

Возглавив ОБСЕ, Казахстан смог пролоббировать вопрос необходимости проведения масштабного саммита глав государств-участников ОБСЕ, которые на тот момент не встречались в таком формате свыше 11 лет.

 

Я убежден, что за интеграцией, причем евразийской интеграцией, большое будущее. Саммит ОБСЕ будет проходить в Казахстане. О чем это говорит? О том, что евразийский вектор сегодня преобладает. Европа нуждается в азиатской «свежей крови». Это нужно для того, чтобы оживить экономику, оживить культуру.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

 

Девизом председательства Казахстана в ОБСЕ стали четыре «T»: доверие (trust), традиция (tradition), прозрачность (transparency) и терпимость (tolerance).

Доверие – основной элемент международных отношений. Традиция – приверженность страны к фундаментальным принципам и ценностями ОБСЕ. Прозрачность – открытость и отсутствие «двойных стандартов». Терпимость – важность межкультурного и межцивилизационного диалога.

Председательство Казахстана в 2010 году в ОБСЕ знаменует собой важную веху в истории развития самой организации – реализацию принципа реального равноправия всех государств-участников от Ванкувера до Владивостока. Иными словами, можно констатировать, что с председательством Казахстана стартовал новый период в диалоге «Восток и Запад».

Находясь на посту председателя, Казахстан активно работал сразу по трем направлениям: военно-политическому, экономико-экологическому, гуманитарному. Значительное внимание Казахстан пытался уделять «замороженным конфликтам» в зоне своей ответственности. Это касалось и ситуации в Нагорном Карабахе, и противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией.

Кроме того, Казахстан принимал непосредственное участие в процессе урегулирования ситуации в Кыргызстане, где в апреле 2010 года был осуществлен государственный переворот, а летом того же года на юге страны вспыхнул межэтнический конфликт.  

К инициативам Казахстана на посту председателя ОБСЕ также стоит отнести и возобновившийся к тому моменту переговорный процесс по урегулированию кризиса в Приднестровье в формате «5+2». К слову, именно эти инициативы позволили конфликтующим сторонам предельно снизить градус напряженности и не допустить очередного кровопролития. 

Итоговым событием председательства Казахстана стал Астанинский саммит ОБСЕ, проведенный 1-2 декабря 2010 года.

В Саммите приняли участие 38 глав государств и правительств, высокопоставленные чиновники стран-участников ОБСЕ, представители других международных и региональных организаций.

В итоге Астанинский Саммит продемонстрировал политическую волю глав государств-членов ОБСЕ к преодолению растущей поляризации в международной политике и взаимного отчуждения между странами-участницами Организации.

В своей книге «Эра независимости» Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вспоминал:

 

На саммите в своем выступлении я заявил, что именно здесь дан старт формированию Евроатлантического и Евразийского сообщества единой и неделимой безопасности и поставил принципиально новую задачу – начать подготовку Договора о евразийской безопасности. Именно благодаря настойчивости Казахстана в Астанинскую декларацию Саммита ОБСЕ впервые в истории этой многосторонней организации было включено емкое понятие – «евразийская безопасность» – ставшее перспективной новацией для ОБСЕ и всего мира.

 

 

Евразийская безопасность

Астанинская декларация – первый и до сих пор единственный консенсусный до­кумент ОБСЕ, принятый главами государств и правительств в этом столетии.

В своей речи на саммите Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил:

 

Евразийская безопасность – это не метафора, это строгий геополитический факт. Поэтому сейчас есть хорошая возможность для анализа перспектив ОБСЕ в глобальной безопасности. На наш взгляд, главная задача ОБСЕ на предстоящее десятилетие – планомерно решать противоречия, укреплять доверие и интеграцию, в том числе в рамках существующих межгосударственных объединений.

 

В частности, согласно инициативе Казахстана, необходимо было расширить границы рассматриваемых проблем Евро-Атлантического сообщества и перейти к Евразийскому измерению, стремиться к единому и неделимому содружеству безопасности во всем регионе. Происходящие сегодня кризисы еще раз показывают, что конфликты, к сожалению, могут вспыхнуть везде, и их причиной могут стать самые разные проблемы. Соответственно отношение, реакция и подходы в решении основных вопросов безопасности должны быть системными и комплексными.

Последовавший уже после Астанинского саммита в 2014 году новый виток напряженности в центре Европы – в Украине и вокруг нее – в значительной степени стал результатом неспособности ОБСЕ сразу приступить к практической реализации астанинских договоренностей. В условиях отсутствия сближения в отношениях произошли стагнация и сильный откат назад.

После было ухудшение ситуации в Сирии, где боевики террористической организации ИГИЛ (деятельность на территории Казахстана запрещена) взяли под свой контроль фактически всю территорию этого Ближневосточного государства и начали угрожать безопасности не только близлежащим регионам, но и всему миру.

Опираясь на свои инициативы и придерживаясь избранной стратегии в рамках формирования Евразийской безопасности, Казахстан, в том числе в тесном сопряжении с ОБСЕ, активно и эффективно предпринимал посреднические усилия в разрешении украинского кризиса, создании диалоговой площадки по иранской ядерной проблеме и организации переговоров по сирийскому кризису. Такие шаги Казахстана позволили ему на долгие годы вперед занять в составе организации место ключевого посреднического звена на пути формирования всеобщей безопасности.  

Стоит отметить, что и по сей день Астанинская дек­ларация остается основным документом в ОБСЕ, потенциал которой еще полностью не реализован. При этом и конфликты не утихают, а значит все инициативы, выдвинутые Казахстаном 11 лет назад, до сих пор остаются актуальными.

 

Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!