Как получить заключение антимонопольного органа об отсутствии аналогичных товаров, работ, услуг на рынке
© Фото: Zakon.kz
АЗРК приказом от 16 июня 2025 года утвердило правила выдачи заключений антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и об отсутствии иной возможности их приобретения, сообщает Zakon.kz.
Для получения заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, а также об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе, заказчик представляет в антимонопольный орган ходатайство и перечень о подтверждении сведений к ходатайству посредством Единой системы электронного документооборота.
Также при подаче ходатайства заказчик вправе дополнительно представить документы или сведения, которые, по его мнению, имеют значение для рассмотрения ходатайства.
Заказчик несет ответственность за полноту, обоснованность и достоверность сведений и документов, содержащихся в ходатайстве.
Ходатайство представляется отдельно по каждому предмету закупки:
- в антимонопольный орган, если заказчиком, является центральный государственный орган или организация, имущество которой находится в республиканской собственности;
- в территориальное подразделение антимонопольного органа по месту регистрации заказчика, если заказчиком, является местный исполнительный орган или организация, имущество которой находится в коммунальной собственности.
Указание сведений, относящихся к нескольким предметам закупок товаров, работ, услуг и (или) нескольким заказчикам в одном ходатайстве не допускается.
При поступлении ходатайства антимонопольный орган осуществляет его рассмотрение на соответствие требованиям, включая полноту представленных документов и надлежащее заполнение установленной формы. В случае выявления несоответствия ходатайство оставляется без рассмотрения, о чем антимонопольный орган уведомляет заказчика с указанием причин.
Срок рассмотрения ходатайства составляет тридцать рабочих дней со дня его регистрации антимонопольным органом.
Последовательность рассмотрения ходатайства:
- определение наименования товара или услуги;
- выявление потенциальных заменителей;
- анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара, услуги и их потенциальных заменителей.
Наименование товара или услуги определяют на основании одного или совокупности следующих критериев:
- нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности;
- анализа сведений, содержащихся в материалах ходатайства, о функциональном назначении и (или) применении товара или услуги, включая цели потребления и потребительские свойства;
- решений о предоставлении лицензий, а также документов, подтверждающих наличие лицензии (при наличии);
- справочника товаров, работ и услуг, определенного уполномоченным органом, используемого для осуществления государственных закупок.
Потенциальные заменители определяются на основании любой доступной информации, включая данные собственных исследований, проведенных антимонопольным органом (в том числе сведения об аналогичных либо взаимозаменяемых товарах и (или) услуг, установленные в рамках анализа состояния конкуренции на товарных рынках), сведения из открытых источников, результаты маркетинговых и социологических исследований, а также информацию, предоставляемую ведомственными и независимыми информационными центрами и службами в отношении соответствующего товара либо услуги.
Определение потенциальных заменителей также может осуществляться на основании анализа классификационной группы товаров или услуг, в которую входит объект закупки, в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД).
По результатам вышеуказанных действий осуществляется анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара или услуги и их потенциальных заменителей.
В случае, если предметом закупки являются программное обеспечение, продление сроков действия лицензий и технической поддержки, а также оборудование, необходимое для функционирования или использования программного обеспечения, антимонопольный орган отказывает в предоставлении заключения.
При рассмотрении ходатайств о приобретении товаров, работ, услуг у акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, а также у государственных предприятий, установление отсутствия субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, осуществляется в следующем порядке:
- изучение полномочий заявителя в части осуществления управления в отношении заявленного акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или государственного предприятия в соответствии с законодательством РК о государственном имуществе, а также на предмет установления таких полномочий законами РК или указами президента РК;
- анализ нормативной правовой базы, а также сведений и пояснений, содержащихся в материалах ходатайства, в части наличия законодательных запретов или ограничений для субъектов частного предпринимательства на поставку соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг государству;
- определение потенциальных конкурентов на основании анализа информации, предоставляемой уполномоченным органом в области государственной статистики, о действующих субъектах предпринимательства по соответствующему коду по ОКЭД;
- анализ информации, размещенной на веб-портале государственных закупок, на предмет осуществления конкурентных закупок заявленных товаров, работ, услуг либо их потенциальных заменителей.
Установление отсутствия иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе при рассмотрении ходатайств осуществляется в следующем порядке:
- установление предмета закупки и его соответствия цели обращения;
- определение обстоятельств, исключающих возможность осуществления закупки на конкурентной основе.
- при рассмотрении ходатайства уполномоченного государственного органа либо заказчика антимонопольный орган устанавливает, что предметом обращения является исключительно:
- приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов;
- оплата за участие в указанных мероприятиях.
В случае подтверждения соответствия предмета ходатайства указанным требованиям антимонопольный орган дополнительно устанавливает наличие одного из следующих обстоятельств:
- участие в мероприятии либо приобретение материалов предусмотрено международным договором или межправительственным соглашением, участником которого является Республика Казахстан, и из которого прямо вытекает обязанность Республики Казахстан участвовать в мероприятии либо приобрести соответствующие материалы;
- наличие прямого поручения или согласования Главы государства, подтвержденного официальным документом.
При наличии одного из указанных обстоятельств антимонопольный орган вправе выдать заключение.
Заключение антимонопольного органа не требуется:
- при приобретении товаров, работ, услуг у организаций, обеспечивающих деятельность органов национальной безопасности и избирательных комиссий;
- при приобретении учебников и учебно-методических комплексов, в том числе электронной форме, для обучающихся и воспитанников организаций образования, когда выбор осуществляется педагогами в установленном порядке, на основании предоставленного им законодательством права.
По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган либо территориальное подразделение антимонопольного органа формирует Заключение, содержащее:
- основание рассмотрения;
- предмет ходатайства;
- сведения о потенциальном поставщике, указанном в ходатайстве;
- перечень действий, проведенных в рамках рассмотрения, с кратким описанием полученных результатов;
- обоснование выводов по каждому этапу рассмотрения;
- срок действия Заключения;
- итоговый вывод о наличии или отсутствии оснований для выдачи заключения.
Антимонопольный орган при формировании заключения исходит из принципа приоритета конкуренции, согласно которому при наличии любой возможности осуществления закупки на конкурентной основе антимонопольный орган отказывает в предоставлении заключения.
Принятие решения осуществляется:
- Правлением Агентства – при рассмотрении ходатайства антимонопольного органа;
- уководителем территориального подразделения – при рассмотрении ходатайства соответствующим территориальным органом.
Оформленное заключение либо мотивированный отказ в выдаче заключения направляется заказчику посредством Единой системы электронного документооборота в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения.
Приказ вводится в действие с 28 июня.
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
21:22, 15 декабря 2025
Впервые за полвека в Японии исчезнут панды
-
21:11, 15 декабря 2025
Звезду «Волка с Уолл-стрит» Роба Райнера зарезали в его доме
-
20:55, 15 декабря 2025
Ученые нашли огромные тоннели, которые не были созданы людьми или природой
-
20:42, 15 декабря 2025
В WTA определили лучший матч 2025 года
-
20:32, 15 декабря 2025
Южная Корея впервые в мире примет закон об ИИ





