Дорожную карту трансформации колледжей разработали в Казахстане
© Фото: Zakon.kz/Павел Михеев
Министерство просвещения подготовило проект Дорожной карты по трансформации технического и профессионального образования РК на 2025-2027 годы, сообщает Zakon.kz.
Как поясняют разработчики, Дорожная карта разработана с целью создания гибкой и эффективной экосистемы технического и профессионального образования, способной оперативно адаптироваться к приоритетам экономического развития нашей страны.
Реформирование системы ТиПО должно содействовать развитию человеческого капитала, который станет важнейшим ресурсом для устойчивого экономического роста Казахстана.
Для достижения данной цели определены следующие ключевые задачи:
- формирование модели эффективного лидерства: переход к модели эффективного лидерства с учетом рейтинговых подходов и корпоративного управления.
- актуализация образовательных программ: обеспечение их соответствия потребностям рынка труда и внедрение кластерного подхода.
- развитие кадрового потенциала: повышение квалификации педагогов и внедрение программ академической мобильности.
- цифровизация: автоматизация ключевых процессов ТиПО и создание единой цифровой платформы для повышения эффективности системы.
- синергия бизнеса и ТиПО: усиление взаимодействия с бизнес-сообществом для подготовки кадров, удовлетворяющих потребности региональных экономик.
- интернационализация образования: установление партнерства с международными образовательными организациями и внедрение глобальных стандартов.
В рамках Дорожной карты предлагается сформировать в Казахстане четыре лиги ТиПО с использованием методики оценки рейтинговых показателей деятельности организации ТиПО: лидеры, опорные, социальные, целевые колледжи.
Вот как они характеризуются:
- организации ТиПО-лидеры: транслируют опыт опорным колледжам; лидеры в профессиональном образовании на национальном и международном уровнях; отличаются высокими стандартами управления и обучения, инновационной инфраструктурой.
- опорные организации ТиПО: способствуют созданию условий для роста уровня подготовки и инфраструктуры социальных и целевых организаций ТиПО; играют стратегическую роль в регионе и служат площадкой для внедрения передовых технологий и образовательных стандартов.
- социальные организации ТиПО: находятся в процессе модернизации и роста, активно внедряют новые технологии; обновляют образовательные программы; стремятся повысить свой уровень при поддержке опорных организаций ТиПО.
- целевые организации ТиПО: обеспечивают стандарт качества образования; характеризуются отсутствием прогресса, устаревшей инфраструктурой и слабой конкурентоспособностью; требуют реформ и поддержки для восстановления.
Кроме того, предусмотрен ряд шагов по реформированию казахстанского профессионального и технического образования:
- внедрение модели финансирования, предусматривающей стимулирующие выплаты на основе ключевых показателей колледжа, диверсификацию источников финансирования, в том числе создание эндаумент фондов;
- поэтапное внедрение корпоративного управления, обеспечивающего эффективность, прозрачность бизнес-процессов колледжа и усиление ответственности за результаты деятельности;
- разработка и внедрение KPI руководителей организаций ТиПО-лидеров и опорных организаций ТиПО; обучение и стажировка по международным программам и программам MBA для эффективного управления организациями ТиПО с учетом подготовки кадрового резерва;
- создание синхронизированной ИС "Digital портфолио" для отслеживания развития и достижений педагога;
- создание научно-педагогического журнала ТиПО, включенного в перечень изданий, рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в сфере образования;
- переход на новый формат повышения квалификации педагогов с подготовкой тренеров на международном уровне и вовлечение опытных работников производства в подготовке кадров через "боковой вход в профессию";
- развитие академической мобильности внутри страны и за рубежом;
- создание проекта менторства и обмен опытом между коллегами с целью вовлечения старшего поколения в жизни колледжа и развитию межпоколенческого сотрудничества;
- создание единой цифровой платформы ТиПО (SMART ТиПО);
- автоматизация ключевых процессов в организациях ТиПО, включая учебные процессы, документооборот и другие аспекты операционной деятельности;
- создание региональных IT-хабов на базе организаций ТиПО и реализация проекта Fab Lab для поддержки инноваций и развития цифровых навыков;
- обеспечение эффективного взаимодействия школа – колледж – предприятия – ОВПО для создания многоуровневой системы профессионального образования в регионах, способствующей подготовке квалифицированных кадров;
- развитие дуального обучения, целевого заказа, партнерства и шефства с увеличением роли участия бизнес-структур и инвесторов в корпоративном управлении организациями системы ТиПО;
- развитие "мини-предприятий" на базе организаций ТиПО;
- создание национального центра Worldskills Kazakhstan и расширение перечня компетенций;
- сзаимное сотрудничество организаций ТиПО с зарубежными организациями образования и предприятиями.
По итогам внедрения Дорожной карты ожидаются следующие результаты:
- создание и функционирование 4 лиг в системе технического и профессионального образования (ТиПО).
- внедрение модели корпоративного управления в 100 организациях ТиПО.
- подготовка 100 руководителей новой формации, обладающих современными управленческими навыками.
- сертификация 10 000 педагогов нового формата, соответствующих требованиям современного образовательного процесса.
- подготовка 500 специалистов с производства для работы в сфере ТиПО.
- актуализация нормативных-правовых актов (НПА), регламентирующих образовательные процессы.
- формирование Национального портфеля, содержащий образовательные программы с международным участием.
- синхронизация образовательных программ организаций ТиПО с организациями высшего и (или) послевузовского образования (ОВПО).
- разработка 100 учебных пособий на государственном языке.
- создание 5 IT-хабов, обеспечивающих доступ к современным технологиям.
- оснащение и запуск 5 лабораторий Fab Lab, способствующих развитию навыков цифрового производства и инноваций.
- запуск платформы SMART ТиПО, объединяющей основные элементы образовательной инфраструктуры.
- создание 20 региональных образовательно-производственных кластеров для интеграции бизнеса и образовательного процесса.
- открытие 20 технопарков, поддерживающих инновации и развитие цифровых навыков в организациях ТиПО.
- моздание 100 центров "Business Startup" для поддержки предпринимательских инициатив.
- строительство Национального центра WorldSkills Kazakhstan как ключевого центра для подготовки специалистов и развития профессиональных компетенций.
- расширение перечня компетенций WorldSkills Kazakhstan с 30 до 50 направленого на охват более широкого спектра профессий и навыков.
Разработчики утверждают, что принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительного финансирования из госбюджета.
Проект размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 28 декабря 2024 года.
Ранее министерство просвещения сообщало о своих планах поделить казахстанские колледжи на лиги.
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
06:35, 25 декабря 2024
Новый фильм Кристофера Нолана будет адаптацией «Одиссеи» Гомера
-
05:59, 25 декабря 2024
Казахстанский футбольный клуб может прекратить существование
-
05:40, 25 декабря 2024
Китай адаптируется к эпохе экстремальных наводнений
-
05:20, 25 декабря 2024
Ольга Бузова трогательно призналась в любви к Диме Билану
-
04:59, 25 декабря 2024
Более 18 тысяч кандасов приехали в Казахстан в 2024 году