Аскар Муратулы: Перед внедрением платных дорог мы изучили мировой опыт
© Фото: пресс-служба АО «НК «КазАвтоЖол»
Первая платная дорога появилась в Казахстане еще в 2013 году. Все эти годы споры о необходимости введения платности на трассах республиканского значения не утихают.
Zakon.kz задал наиболее актуальные вопросы председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскару Муратулы.
- Аскар Муратулы, скажите, на каком этапе находится процесс введения платных дорог на каждом из семи новых участков?
- В настоящее время приказы об использовании участков на платной основе подписаны, зарегистрированы в Министерстве юстиции РК и опубликованы. Они вступили в силу 23 ноября 2021 года.
- Есть ли какое-то обоснование, почему платные дороги экономически выгодны как для госбюджета, так и для водителей?
- Внедрение платности обеспечит самосодержание платных участков, в связи с чем расходы из государственного бюджета на эти цели не будут предусматриваться. Вместо этого они будут направляться на более значимые социальные проекты и нужды: строительство школ, больниц и так далее.
При этом за счет собранных средств будет проводиться ремонт, содержание дороги, что обеспечит владельцам транспортных средств беспрепятственное и комфортное передвижение. Также за счет собранных средств планируется улучшать придорожную инфраструктуру и сервис для водителей.
- Как проходит процедура отбора участков автотрасс для введения системы платности?
- К внедрению платности допускаются участки, прошедшие капительный, средний ремонты, а также участки после реконструкции. При этом перечень участков согласовывает уполномоченный государственный орган в лице КАД МИИР РК.
- Первая платная дорога появилась в Казахстане в 2013 году, каковы итоги этого нововведения на сегодня? Какая сумма была собрана, на что потрачена? Изменилась ли инфраструктура на этом участке?
- За весь период собрано порядка 11,9 млрд тенге. Все средства направлены на содержание дорог и системы взимания платы.
За это время система взимания платы в части программного обеспечения претерпела модернизацию: создано собственное ПО, на базе предыдущего, усилиями разработчиков Департамента платных автомобильных дорог. Всего закуплено 153 единицы дорожной техники, построено 11 объектов придорожного сервиса, остальные построены за счет инвесторов.
- Где аккумулируются средства, собранные за проезд по платным дорогам? Как они распределяются в дальнейшем? Кто и по каким критериям определяет, куда их стоит направить?
- Все средства, собранные с платности, расходуются согласно Закону РК «Об автомобильных дорогах»: ремонт и содержание платных автомобильных дорог (участков), содержание программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд; возврат инвестиций, привлеченных для целей внедрения и устройства программно-аппаратных комплексов взимания платы за проезд; организация платного движения на автомобильных дорогах (участках); приобретение и обслуживание дорожно-эксплуатационной техники для содержания платных автомобильных дорог (участков).
- Сколько всего на сегодня участков дорог относятся к платным?
На сегодняшний день действует 4 платных участка по принципу гибридной системы взимания платы: Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км). С23 ноября 2021 года введены еще 7 участков по принципу открытой системы взимания платы: Нур-Султан – Павлодар (375 км), Шымкент – гр. Узбекистана (84 км), Шымкент – Кызылорда (446,5 км), Тараз – Кайнар (237,5 км), Капшагай – Талдыкорган (186 км), Шымкент – Тараз (89,3 км), Щучинск – Кокшетау (60,7 км).
Общая протяженность всех 11 платных участков составляет 2 161 км.
- Какова пропускная способность таких участков?
- Общая интенсивность по четырем участкам за 2020 год составила 10,6 млн транспортных средств.
- Изучался ли иностранный опыт при внедрении системы платных дорог в Казахстане? На чьи базовые нормативы при этом в итоге опирались?
- Да, перед внедрением платности тщательно проанализирован мировой опыт. Первая платная дорога была внедрена по французской технологии компанией G.E.A.
- Почему в Казахстане выбрана именно открытая система оплаты за проезд по платным дорогам?
- Ранее в Казахстане система взимания платы была внедрена на четырех участках, общей протяженностью 682 км (Нур-Султан-Щучинск, Нур-Султан-Темиртау, Алматы-Капшагай и Алматы-Хоргос). Введенная в 2013 году платная дорога Астана-Щучинск, а в 2018-м – Нур-Султан-Темиртау, Алматы-Капшагай и Алматы-Хоргос работают по принципу гибридной системы взимания платы.
Поэтапное внедрение института платных дорог реализуется Обществом в рамках госпрограммы «Нурлы Жол» на 2020-2025 годы.
С 23 ноября 2021 года начали функционировать семь новых платных участков, работающих по принципу открытой системы взимания платы. Подобный формат взимания платы использован Обществом с учетом мирового опыта. Ожидается, что новый формат открытой системы взимания платы окажется более удобным для пользователей, во избежание пробок и заторов исключены шлагбаумы.
- Как проводится разъяснительная работа с населением?
- В конце 2020 – начале 2021 года Обществом проводились общественные слушания во всех регионах, где запланирован ввод платности. Также в ноябре 2021 года дополнительно проводились разъяснительные работы с населением в регионах и районах, где запланирован ввод платности на 1 технической категории (Акмолинская, Алматинская, Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская и Павлодарская области).
Источник: zakon.kz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
13:05, 19 декабря 2025
Когда в Астане зажгут новогодние елки и где перекроют движение
-
12:45, 19 декабря 2025
Коммуналка: за что на самом деле мы платим каждый месяц
-
12:45, 19 декабря 2025
Куда уходят деньги за коммуналку: из чего на самом деле складываются тарифы в Казахстане
-
12:39, 19 декабря 2025
Безупречная репутация и новые запреты: что хотят изменить для госслужащих в Казахстане
-
12:35, 19 декабря 2025
Где в Алматы покататься на коньках этой зимой





