Почему Советский Союз подарил Афганистану многомиллионный тоннель
Тоннель Саланг - это одна из самых высокогорных дорог в мире, которую построили почти 60 лет назад в горах Афганистана Гиндукуш советскими инженерами.
Эта автодорога пролегает через одноимённый хребет и связывает северную и центральную часть страны и по-прежнему имеет для неё стратегическое значение. В 70-е её называли ни больше, ни меньше как "дорога жизни", Интересно, что и сейчас тоннель так и остаётся единственной связующей артерией в этом направлении. Этот многомиллионный проект стал выдающимся трудовым подвигом строителей СССР. Но зачем Советскому Союзу нужно было потратить огромное количество денег на этот подарок для южных соседей?
В период с 1950 по 1960 годы противостояние двух крупных военно-политических блоков СССР и США вошло в пике. Обе участницы холодной войны занимались разными проектами на территории страны в Центральной Азии. Большинство из них было связано с развитием дорожной инфраструктуры. Тогда местность государства была усеяна долинами и ущельями и там были лишь пешеходные тропы и дороги для караванов вьючных животных.
Афганистан, в попытке получить выгоду от противостояния держав, принимал помощь от обеих сторон. Вот поэтому СССР активно занимался строительством транспортных дорог на севере страны, а США - на юге. Когда обе дороги предгорья Гиндукуша упёрлись в каменную толщу перевала, то у афганского правительства появилась проблема - строительство пути протяжённостью в 100 км, который соединял участки транспортного кольца. Король Афганистана попросил помощи у западных партнёров, но они все отказывались взяться за дорогой и технически сложный проект. Тогда его решили реализовать советские дорожники.
Московский Метрострой решили не прокладывать обходную петлю длиной 300 км. Они предложили взамен пробивку сквозного тоннеля через перевал с двух сторон буровзрывным способом. Изначально советские рабочие установили две метеостанции, чтобы следить за погодными изменениями. Первая группа горняков прибыла в Кабул в 1960 году, чтобы провести подготовительные мероприятия. Сначала провели геологическую разведку местности и подготовку самого проекта. Потом, со стороны Северного портала построили посёлок для рабочих, где также был штаб советских "консультантов". Затем проложили техническую дорогу для того, чтобы доставить в лагерь продовольствие и оборудование. И после всех этих мероприятий проектировщики оценили на деле коварство гранитной породы.
Строительство автодороги на высоте 3400 метров над уровнем моря шло бок о бок с сильными морозами 9 месяцев в году, сходом 11 лавин и кислородным голоданием. В забое работы велись круглосуточно. А вообще советские специалисты должны были только консультировать афганских рабочих, но так как у них не хватало опыта инженерам пришлось лично участвовать в выполнении задач.
Через 4 года этот грандиозный проект был закончен. У Афганистана появилась главная автомобильная артерия пропускной способностью до 10 000 автомобилей в сутки и длиной 2,7 км. А если учесть подходные галереи Южного портала - 3,6 км. Тоннель Саланг стал свидетельством дружбы народов, что отлично вписывалось в политику СССР того времени. Все работы, с учётом предварительных изысканий геодезистов, заняли по времени почти 10 лет.
Источник: @fishki.net
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!
Читайте также:
-
12:00, 19 апреля 2024
Морские кочевники Индонезии
-
01:55, 19 апреля 2024
В Италии выяснили, какие тренировки лучше всего снижают уровень сахара в крови
-
21:42, 18 апреля 2024
Почему параноидальные состояния могут появляться у здоровых людей
-
14:45, 18 апреля 2024
На что обратить внимание для выбора хорошего холодильника
-
12:00, 18 апреля 2024
Уховёртка: главный страх детства. Так ли она опасна на самом деле?