Броненосец «Дуилио». Когда размер и калибр орудий имеет значение

12:00, 6 января 2022
2101

7 апреля 1945 года стал последним днём существования самого большого построенного линкора в мире — «Ямато». После нескольких часов непрерывных атак американской палубной авиации сдетонировал погреб снарядов главного калибра. Уничтожение «Ямато» ознаменовало также и гибель концепции индивидуального превосходства одного корабля над любым другим. 

А ведь именно в такой канве и был реализован этот поистине монструозный проект. Однако сама идея подобного корабля была отнюдь не нова. Мысли об огромных орудиях, способных всего лишь одним-двумя попаданиями вывести из строя вражеский корабль, приходили в головы конструкторов во всём мире. И, пожалуй, одними из первых такую концепцию попытались реализовать в Италии во времена бурного развития броненосцев. Стремительная гонка вооружений на рубеже XIX и XX веков происходила между всеми морскими державами Европы. Конечно, никто не мог соперничать с мощью Британской империи и её флотом. Желание достигнуть превосходства на морском театре возможных боевых действий толкало конструкторов и изобретателей на всё новые свершения. Италия на данном историческом этапе, как по экономической мощи, так и по наличию и богатству колоний, оказалась среди догоняющих. Один из самых богатых регионов Европы в средние века, а также в эпоху Возрождения, во времена колониальных империй оказался среди отстающих. Однако остались амбиции, а флот, как одно из проявлений мощи государства, был крайне важным показателем. Построить больше кораблей, задавив конкурентов числом, не позволяли ресурсы. К тому же итальянским кораблестроителям не хватало опыта, чтобы тягаться с коллегами из Великобритании и Франции наравне. Поэтому от концепции количественного превосходства решили отказаться в пользу той, по которой много лет спустя будет построен и легендарный «Ямато». Идею индивидуального превосходства одного корабля продвигал итальянский морской министр адмирал Симоне Антонио Сент-Бон. После поражения от Австро-Венгрии в битве при Лиссе, где итальянский флот проиграл, обладая как раз численным превосходством, была принята программа расширения и модернизации флота. Именно тогда была предложена описываемая ранее концепция, а на её основе спроектированы броненосцы класса «Дуилио». 

Корабль обладал множеством новаторских инженерных решений, потребовавших серьёзного напряжения от промышленности страны. Всего по этому проекту построили два экземпляра — «Дуилио» и «Энрико Дандоло». Корабли получились уникальными практически во всём. Во-первых, главный калибр. Он представлял собой четыре орудия калибром 17,7 дюйма, или 450 миллиметров, каждое весом более ста тонн. На тот момент это были самые крупные морские орудия, используемые на флотах мировых держав. Из-за особенностей этой артиллерии, а также технологий того времени, было принято решение расположить их в двух башенных установках, но не привычных, как на более поздних кораблях — на носу и корме, а в центре корпуса. Также большой вес установок и системы заряжания к ним вынудил конструкторов отказаться от полного бронирования корпуса. Относительно хорошую защиту получил лишь центр, прикрывая наиболее важные части корабля, тогда как нос и корма не были бронированы вовсе. В этих местах ограничились лишь водонепроницаемыми переборками. Это решение, кстати, вызвало полемику в адмиралтействе, где одна сторона утверждала неправильность такого подхода, а вторая аргументировала свою позицию тем, что разрушение даже всех водонепроницаемых переборок вряд ли вызовет угрозу защищённой части корабля. Не менее интересной была и система заряжания орудий. 450-миллиметровые пушки броненосцев имели длину около 20 калибров и были дульнозарядными. Для их заряжания башни поворачивались под определённым углом и опускались вниз, где из подпалубного пространства специальными устройствами и командой осуществлялась зарядка. Только после этого орудие вновь возвращалось в прежнее положение и наводилось на цель. Считалось, что отлично натренированная и обученная команда могла добиться одного выстрела в пятнадцать минут. 

Вспомогательного калибра по изначальному проекту корабли не несли вовсе. Зато на борту имелись сразу три торпедных аппарата. Ну и наконец, на корме «Дуилио» был специальный отсек, в котором размещался небольшой торпедный катер «Клио» водоизмещением около 26,5 тонн. 

Корабли, безусловно, содержали множество оригинальных и спорных решений, как концептуально, так и в конструкции. Но итальянский флот всё же частично добился поставленной цели. Построенные с 1873 по 1882 годы, оба корабля какое-то время оставались самыми большими, мощными и быстрыми в мире. В кораблестроении того времени такие «монстры» произвели фурор. Практически всю свою службу оба корабля провели в различных показательных маневрах и учениях. За все годы в строю судьба так и не предоставила возможности проверить их монструозные орудия в настоящем бою. Однако скорость совершенствования военных технологий того времени была такова, что класс броненосцев «Дуилио» устарел довольно быстро, став прототипом броненосцев типа «Италия», на которых использовался уже чуть менее огромный калибр в 432 миллиметра. 

Стремительно устарев к 1898 году, «Энрико Дандоло» был модернизирован, получив совершенно другую номенклатуру вооружения: вместо четырёх 450-миллиметровых орудий четыре 250-мм, семь 152-мм, пять 120-мм, шестнадцать 57-мм пушек, а также восемь скорострельных 37-мм пушек и четыре пулемёта. Однако, несмотря на то, что такая модернизация смогла подтянуть корабль к реалиям времени, расходы на неё были признаны чрезмерными. Поэтому второй броненосец так и не был модернизирован. Таким образом, к началу века корабли уже морально и фактически устарели. В 1902 году «Дуилио» перевели в учебные корабли, в 1905 году в ту же категорию попал и «Энрико Дандоло». В дальнейшем один из них закончил свои дни в виде плавучего нефтяного бака, а второй в качестве сторожевого корабля, после чего был разобран на металл в 1920 году. Броненосцы класса «Дуилио» стали некой вехой в итальянском кораблестроении. Они породили сразу несколько типов броненосцев с орудиями огромных калибров, хоть и не столь больших. Однако стремительное развитие технологий очень быстро задвинуло мощнейшие корабли своего времени на задворки истории мирового кораблестроения. После изучения итогов Русско-японской войны на флоте бытовало мнение, что, в принципе, стоит отказаться от концепции главного калибра и оснащать корабли лишь скорострельными средне-калиберными пушками, которые изуродуют вражеский корабль ещё до того, как он нанесёт значительный ущерб своим ГК. А спустя ещё несколько лет в строй вошёл знаменитый британский «Дредноут», который разом превзошел все имеющиеся военные корабли мира, положив начало новому витку гонки морских вооружений. 

Броненосцы класса «Дуилио» остаются в чём-то курьезными, в чём-то спорными по своим техническим решениям кораблями, однако, несмотря на это, свой вклад в развитие кораблестроения они безусловно внесли.

 

 

 

Источник: @fishki.net


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!