8 способов давать полезную обратную связь на работе

12:00, 1 декабря 2022
3454

Как правильно давать обратную связь

Организационный психолог Адам Грант выделяет несколько способов давать конструктивную оценку чужой работе.

1. Использовать модель «ситуация — поведение — влияние»

Она особенно подходит для обсуждения и разрешения конфликтов. Сначала следует описать ситуацию и поведение сотрудника, стараясь быть кратким и воздерживаться от грубых формулировок. А затем поделиться своим мнением и объяснить, как всё произошедшее повлияло на других участников событий.

2. Избегать «информационных бутербродов»

Многие любят начинать обратную связь с комплимента и заканчивать её на позитивной ноте, вставляя между этим не самую приятную оценку работы. Так и получается «информационный бутерброд».

По мнению Адама Гранта, это не самая лучшая стратегия, потому что люди чаще всего запоминают начало и конец разговора. Так что безрадостная, но нужная «середина» с обратной связью просто теряется.

Ещё один недостаток такого подхода связан с естественным для нас ожиданием худшего. После первого комплимента мы уже напрягаемся и готовимся к разгрому нашей работы. Поэтому лучше отказаться от «информационных бутербродов» и формулировать обратную связь по‑другому.

3. Показывать заботу

Эксперты рекомендуют продемонстрировать небезразличие, прежде чем переходить к прямой критике. Чтобы проявить участие, можно внимательно выслушать собеседника или поблагодарить сотрудника за проделанную работу.

4. Объяснять причины

Экспериментальное исследование среди американских студентов показало, что обратная связь была на 40% эффективнее, когда начиналась с фразы «Я даю тебе следующие комментарии, потому что жду от тебя многого и знаю, что ты можешь оправдать мои ожидания».

По словам Адама Гранта, когда мы вначале говорим о своих намерениях, это позволяет снизить уровень защитной реакции собеседника. Такой приём помогает превратить обратную связь в своеобразный челлендж, не перегибая палку.

Кстати, аналогичный подход можно использовать и с детьми, предваряя «разбор полётов» фразой «Я требую от тебя большего, потому что знаю, что ты на это способен».

5. Поддерживать баланс между негативом и позитивом

Люди боятся неприятных оценок. Чтобы сгладить ситуацию, Адам Грант советует не стесняться быть ранимым и показывать свою человечность. Например: «Я сам очень многое почерпнул из замечаний коллег и друзей. И теперь стараюсь быть таким же полезным для окружающих». Или: «Сейчас, когда мы уже какое‑то время хорошо потрудились вместе, не помешало бы улучшить работу друг друга и поделиться обратной связью».

6. Оценивать ситуацию

Далеко не все хотят получать отзывы о своём труде, особенно от коллег, поэтому стоит убедиться, что подобные комментарии вообще нужны. Например: «Я заметил несколько тенденций в твоей работе за прошедшие пару месяцев. Ты не против услышать обратную связь?»

Если человек понимает, что последнее слово остаётся за ним, это помогает ему быть более открытым к мнению со стороны. Однако, если вы видите серьёзную проблему, лучше давать обратную связь сразу или в ближайшее время.

7. Оставаться один на один

Не всем нравится выслушивать отзывы о своей работе перед коллективом, даже если они положительные. Некоторые смущаются и предпочитают разговоры тет‑а‑тет. Если вы не уверены, в какой обстановке лучше похвалить сотрудника, спросите у него лично.

8. Следить за мимикой и жестами

Иногда важно не только что вы говорите, но и как вы это делаете. В ходе одного исследования изучались две группы. В одной из них участники получали негативную обратную связь с позитивными невербальными сигналами: кивком головы и улыбкой. В другой — слушали комплименты от человека с прищуром и нахмуренными бровями.

Удивительно, но люди из второй группы оценили свою работу гораздо хуже, несмотря на то что получили позитивную информацию. Это доказывает, что наши мимика, жесты и другие эмоциональные сигналы не менее важны, чем формулировки, которые мы выбираем.

 

 

 

 

 

 

Источник: @miridei.com


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!