С богатой палитрой камерной музыки познакомили алматинцев

13:26, 17 апреля 2019
500

Европейские исполнители на древних инструментах, казахстанские оперные певцы и музыканты познакомили гостей и жителей Алматы с камерной музыкой композиторов разных стран от барокко до современности, передает Zakon.kz.

Фестиваль камерной музыки проходит в Алматы в КНК имени Курмангазы уже в четвертый раз.

По хорошей традиции в первый день фестиваля звучала музыка эпохи Барокко в исполнении ансамбля барочной музыки D`EL`SA Consort, игру которого отличает безупречное чувство стиля, виртуозность, филигранность звучания. Настоящим подарком для слушателей было выступление чешской певицы Дагмар Шашковой - великолепного интерпретатора музыки эпохи Ренессанса и Барокко. Ее пение было настолько проникнуто духом того времени, что публика как бы перенеслась вместе с ней в атмосферу той эпохи.

Барочную музыку представили европейские гости-солисты, музыканты аутентичного направления Ronald Martin Alonso (семиструнная виола да гамба) Вместе с нашим мастером барочной музыки – скрипачкой Диной Курманалиевой и замечательной молодой пианисткой Марией Омирбековой, исполняющей партию клавесина, Дагмар Шашкова и Рональд Мартин Алонсо познакомили публику с уникальным репертуаром из произведений английских и французских композиторов эпохи Барокко. Это было потрясающе интересно как с исторически-познавательной, так и с творческой стороны.

Не так часто в Алматы, да и в Казахстане, можно вживую услышать игру на старинном смычковом инструменте виола да гамба. Слушателям фестиваля посчастливилось услышать звучание этого инструмента выдающимся исполнителем барочной музыки Рональдом Мартин Алонсо (Франция).

- Душещипательные песни Джона Дауленда "Flow my tears", "Go crystal tears" значительно разнообразили программу концерта, где печальный аккомпанемент лютни успешно заменила виола да гамба. У нее звук звучит тише в отличие от скрипки и виолончели. Виола да гамба изначально была разработана для более интимных камерных концертов. Именно это мягкое, нежное и выразительное звучание придает этому инструменту особое очарование и обаяние, - рассказала студентка 3 курса консерватории Асем Закирова.

Второй день фестиваля был посвящен одному из самых замечательных видов ансамблевого исполнительства – фортепианному дуэту.

- Интересно была исполнена Фантазия Шуберта талантливыми молодыми пианистками Анной Мельниковой и Лейлой Акшпековой, ярко прозвучала Соната Пуленка в исполнении Аскара Кульшарипова и Александры Наумовой. Поистине эстетическое удовольствие получила публика от музыки Сюиты Аренского в интерпретации опытного мастера ансамблевого искусства, автора идеи о проведении фестиваля Сауле Медеубаевой и ее ученицы Сабины Атагельдиевой. Довольно сложное в виртуозном плане сочинение прозвучало легко и свободно, сопровождалось не только ансамблевой слитностью, но и красочным и колоритным звучаниям роялей. Поистине монументально исполнена Соната Бартока для 2-х фортепиано и ударных. Замечательные молодые пианисты Максим Максимов и Алияр Отетлеу ярко, масштабно трактовали это сложнейшее сочинение, создавая некий симфонический эффект звучания, - рассказала доцент КНК имени Курмангазы Наиля Баяхунова.

Ученики школы им. Жубанова Бекзат Таубалды и Кадырали Салихов, исполняющие партии ударных инструментов, справились со своей задачей на профессиональном уровне.

- Неимоверное удовольствие и эмоциональную разрядку зрители получили от весьма остроумных выступлений молодых виртуозных музыкантов: Александра Романенко, Алияра Отетлеу, Анны Мельниковой, Лейлы Акшпековой, Владислава Островерхова. С большим чувством юмора, эмоциональной свободой прозвучали произведения "Трилистник" Ф, Э. Баха и Севильская фантазия: Дж. Россини, - рассказала Баяхунова.

Третий концерт фестиваля был посвящен камерным произведениям композиторов Казахстана. В великолепной интерпретации молодых музыкантов прозвучали одни из лучших творений отечественных композиторов для различных составов инструментов.

Как рассказала Баяхунова, первым было исполнено Фортепианное трио "GAZESA" Гульжан Узенбаевой, посвященное памяти ее педагога Газизы Жубановой. Это яркое, интересное произведение, в котором Узенбаева использует оригинальные темы из сочинений самой Газизы Ахметовны в преломлении своего мировоззрения. Фортепианное трио Узенбаевой в некоторой мере перекликается по тематике с Фортепианным трио "Памяти Ю. А. Шапорина" самой Жубановой, где Газиза Ахметовна прибегает к цитированию некоторых тем из сочинений Шапорина. Прекрасно были испонены Струнный квартет Армана Жайыма, Соната для скрипки Алмаса Серкебаева, Фантазия на темы Даулеткерея и Сутура Данияра Бержапракова (переложение для 2-х фортепиано и ансамбля домбристов). Восторженно прореагировала публика на исполнение Фортепианного трио "Степные зарисовки" Артыка Токсамбаева.

- "Степные зарисовки" Артыка Токсанбаева очаровали публику: это была картина, написанная маслом. Сложный струнный квартет Армана Жайым не только эмоционально потряс слушателя, но и вызвал мысли о бренности человеческого бытия... Достойным завершением вечера стала Фантазия на темы Даулеткерея и Сугура, написанная молодым композитором Данияром Бержапраковым, с именем которого мы связываем музыку к недавно вышедшему на экраны казахстанскому фильму "Досье тамады" режиссера Бейбарыса Джуманиязова, - добавила Асем Закирова.

В завершающий день фестиваля прозвучала классическая вокальная музыка Каччини и Генделя в сопровождении органа, затем слушатели познакомились с Трио для кларнета, скрипки и фортепиано П. Шенфилда, Фортепианным квартетом Густава Малера. Закончился концерт настоящей сенсацией для музыкальной общественности Алматы – исполнением Симфонии №7 А. Брукнера в переложении для кларнета, валторны, 2-х скрипок, альта, виолончели, контрабаса, фортепиано в 4 руки и фисгармонии.

- С первых нот симфонии создалась чудесная ассоциация со звучанием большого симфонического оркестра. Симфония, продолжительность которой составляет немногим большим часа, прозвучала на "едином дыхании", держа публику в постоянном внимании. Все это осуществилось благодаря великолепной интерпретации музыки маэстро Евгением Синайским и мастерству исполнителей. Ноты этого потрясающего переложения привез Евгений Синайский – профессор венской консерватории, он же стал художественным руководителем этого ансамбля. Зал аплодировал стоя, - вспомнила Наиля Баяхунова.

По ее словам, последний четвертый день фестиваля явил собой кульминацию этого праздника музыки, как бы синтезировал всю программу фестиваля.

- IV Международный фестиваль камерной музыки оставил после себя неизгладимые впечатления, яркие воспоминания о празднике музыки. Как много полезного, познавательного для молодого поколения музыкантов, да, пожалуй, и для музыкантов всех возрастов дает знакомство с новой музыкой, прослушивание шедевров мировой классики в интерпретации исполнителей - участников фестиваля. Было интересно все – от первой до последней ноты, прозвучавшей в зале за четыре дня, - заключила Наиля Баяхунова.

Альберт Ахметов


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!