Политолог: Связь Казахстана с Узбекистаном – это эта своеобразная ось для региона Центральной Азии

11:34, 17 апреля 2019

15 апреля в Ташкенте состоялась встреча президентов Касым-Жомарта Токаева и Шавката Мирзияева в узком формате, затем прошли переговоры делегаций в расширенном составе. По итогам встречи главы государств подписали множество важных документов касающихся улучшения международных взаимоотношений в сфере политики и экономики. Своим мнением о том, насколько важно сотрудничество Казахстана и Узбекистана, с журналистом Zakon.kz поделился заместитель директора КИСИ, доктор политических наук Санат Кушкумбаев.

Как отметил эксперт, Узбекистан является самым большим нашим торговым партнером в Центральной Азии. И это логично, учитывая, что это вторая экономика в региональном масштабе – крупный рынок, большая страна. По сути, Нур-Султан – Ташкент, эта своеобразная ось, которая проявляется уже последние несколько лет, и является основной для региона Центральной Азии.

- То есть связь Казахстана с Узбекистаном, она показательна в том смысле, что это не просто двухсторонние отношения. Это, по сути, двигатель для всей региональной экономической кооперации в Центральной Азии. Поэтому понятно, что и выбор Ташкента в качестве государственного визита, который был совершен сразу после официального визита Токаева в Москву, тоже не случаен. Он показывает региональные приоритеты Казахстана в Центральной Азии. Огромную роль, которая уделяется сейчас, и конечно же будет уделяться экономической и внешнеэкономической составляющей наших отношений. В этом плане у нас, конечно, существует не реализованный еще потенциал в централизации сотрудничества. В частности с деловыми партнерами Узбекистана. Не случайно там была озвучена цифра в 5 миллиардов долларов к 2020 году. То есть это были предыдущие договоренности еще с 2017 года, когда была серия двусторонних визитов лидеров Узбекистана в Казахстан и Казахстана в Узбекистан. И весь этот набор причин лег в основу того, что и статус состоявшегося визита – первый государственный визит Президента Касым-Жомарта Токаева. И это конечно придало состоявшейся встрече глав государств определенную весомость, – считает Санат Кушкумбаев.

Так же эксперт отметил такой важный шаг, как торжественное открытие "Года Казахстана в Узбекистане" 15 апреля 2019 года. Прошлый 2018 год был "Годом Узбекистана в Казахстане" и теперь это ответный шаг. И он показывает этот тренд на сближение обеих стран. И тот список соглашений, который был достигнут между нашими внешнеэкономическими, оборонными ведомствами, показывают, что речь идет о полномасштабном сотрудничестве. Об этом свидетельствуют и определенные цифры. По итогам 2018 года товарооборот между нашими странами возрос более чем на 25% и сейчас уже составляет 2,5 миллиарда. И предполагается, что в текущем году его объем еще возрастет.

- Если говорить по отдельным позициям, то можно отметить, что 15 марта 2019 года в Ташкенте состоялся Центральный экономический форум, а на его полях был проведен казахстанско-узбекский бизнес-форум, где с обеих сторон участвовало свыше 200 компаний. Как вы знаете, в этом году мы уже запустили так называемую "шелковую визу", которая используется между Казахстаном и Узбекистаном, как аналог Шенгенской визы. Президент Токаев во время визита отметил, что нам нужно воспользоваться этой ситуацией и сейчас уже запускать комбинированные туристические маршруты, включающие Туркестан, Самарканд, Бухару. То есть развивать дальше культурную, туристическую и бизнескооперацию. И это очень большое направление. Также у нас уже есть автосборочное производство и последние полтора года на базе нашего автосборочного предприятия в Костанае собирается автопродукция узбекского автопрома. И это тоже очень важный реализованный проект. Также уже запущен и фактически работает Международный центр торговли, – продолжил Санат Кушкумбаев.

Отдельно эксперт отметил предложения связанные с усилением сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере. Например, это приемлемые тарифы для казахстанских перевозчиков через Узбекистан и для узбекских через территорию Казахстана. В том числе использование морских портов, например, в Актау и Баутино на Каспии. Также он подчеркнул, что премьер-министр Казахстана Аскар Мамин долгое время был президентом национальной компании "Казахстан темир жолы", то есть железнодорожного казахстанского перевозчика. А в Узбекистане тот человек, что ранее возглавлял железные дороги, является первым вице-премьером страны. И поэтому очень важная роль в наших странах отводиться инфраструктурным транспортным проектам, что в конечном итоге должно значительно удешевить перевозки.

- Не случайно президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на форуме транспорта в сентябре 2018 года прямо сказал, что транспортные издержки являются довольно высокими и неприемлемыми в современную эпоху цифровизации, и нужно их снижать. Это усилит конкурентоспособность наших товаров на международных рынках. И этот процесс нам конечно очень интересен, потому что Казахстан проводит аналогичную стратегию. Начиная с 2017 года, была принята серия очень результативных соглашений, существует конкретная дорожная карта и можно четко проследить какие вещи уже реализовались. Например, уже сейчас увеличилось количество авиарейсов. С апреля текущего года дополнительно в Нур-Султан и Ташкент произведен запуск железнодорожных пассажирских маршрутов, автобусных сообщений. И все это говорит об ощутимой кооперации между Казахстаном и Узбекистаном и в экономическом и чисто гуманитарном контексте, – резюмировал Санат Кушкумбаев.

Подготовил Владимир Демидов


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!