Необходимо предусмотреть уголовную ответственность для членов земельной комиссии

12:27, 23 сентября 2019
449

После внесения изменений в состав земельной комиссии и включения в ее состав членов общественных советов, представителей НПП "Атамекен" и агропромышленных предприятий, ожидалось, что уровень коррупции при предоставлении и изменении целевого назначения земельных участков снизится, и общественный контроль над принимаемыми чиновниками решениями будет усилен. Оказалось иначе.

Чиновники, присутствующие в составе земельной комиссии, придумывают новые коррупционные схемы, создают новые способы обойти закон с привлечением тех же представителей общественности. Более того, закон на стороне коррупционеров. Законодательно нет абсолютно никаких юридически обязывающих норм, которые позволяют нам утверждать, кто несет юридическую ответственность за вынесение заведомо преступного решения земельной комиссией.

В рамках действующего Уголовного кодекса ни одна из статей (статьи 361, 362, 371) не предусматривает возможность привлечения к юридической ответственности Председателя земельной комиссии, либо его членов. Единственный способ воздействия - это возможность обжаловать протокольное решение земельной комиссии в суде в гражданско-правовом порядке. Учитывая, что судебной практики по отмене решений земельной комиссии практически нет, судам в силу правовой неурегулированности сложно рассматривать такие дела.

Допустим, решение земельной комиссии в суде будет признано незаконным, но это не предусматривает привлечения к юридической ответственности ее председателя и членов. Об ответственности членов земельной комиссии нигде не сказано ничего, и это развязывает руки всем! Незаконно меняют целевое назначение земель, отведенных под КХ на ИЖС или ЛПХ, когда генплан населенного пункта этого не предусматривает! Предоставляют земельные участки там, где это делать запрещено, где согласно информационной базе АИС ГЗК (ныне именуется как ЕГКН) на предоставляемом участке сидят уже собственники земель и землепользователи. Земельные участки в накладках, в функциональных ограничениях. И здесь есть вопросы к тем, кто выносил решение в составе земельной комиссии и позже, проект решения МИО о предоставлении земельного участка.

К сожалению, эта брешь в законе на руку алчным коррупционерам, которые готовы вывести из государственного земельного фонда огромные куски земель.

По результатам семинаров, проведенных совместно с Агентством по противодействию коррупции и судебным тяжбам, я склоняюсь к тому, что в общественные советы и в состав земельных комиссий включают псевдообщественников. По моему мнению, они, как минимум, выполняют роль статистической единицы для обеспечения кворума заседания комиссии. Но теперь мы узнаём, что и общественники вместе с чиновниками участвуют в заведомо преступных решениях, выносимых земельной комиссией.

Доказательством тому служат ситуации с земельной комиссией в отдельных районах Алматинской и Акмолинской областей, в Алматы, Шымкенте, Петропавловске.
Считаю, что необходимо внедрить персональную юридическую ответственность каждого члена земельной комиссии с учетом следующих юридических обстоятельств: относится ли рассматриваемый вопрос к должностным полномочиям члена комиссии, имел ли член комиссии заблаговременно, перед голосованием юридическую возможность предварительно запросить дополнительные сведения (Генплан, Выкопировку с ПДП населенного пункта, проект застройки и т.д.), мог ли он относительно рассматриваемого вопроса повлиять на ход голосования, на отмену решения.

При этом полагаю необходимым внести соответствующие поправки в Типовое положение о земельной комиссии и, несмотря на наличие кворума и решение комиссии, принятое большинством голосов, предусмотреть возможность наложения "вето" на решение комиссии председателем комиссии, если есть сомнения в его законности либо фактологической обоснованности.

Несмотря на законодательный запрет замены члена земельной комиссии, необходимо предусмотреть регламентированную законом возможность замены члена земельной комиссии по причине, когда он(а) не могут исполнять обязанности, освобожден(а) (отстранен(а)) от занимаемой должности, подвергнут аресту или осужден по решению суда перед утверждением состава земельной комиссии. Такое преднамеренное сокращение состава членов земельной комиссии и, соответственно, сокращение минимального количества присутствующих для обеспечения кворума, следует приравнять к грубым нарушениям требований Земельного кодекса и Типового положения.

Необходимо законодательно выработать правовые основания отмены протокольных решений земельной комиссии и признания их незаконными в судебном порядке. Следует предусмотреть вид и пределы юридической ответственности должностных лиц рабочего органа земельной комиссии за отказ в предоставлении записи аудио и видео фиксации заседания земельной комиссии, либо проведение заседания без аудио- и видеофиксации.

Необходимо в УК РК четко регламентировать объём и предел юридической ответственности руководителя отдела (Управления) архитектуры и градостроительства местного исполнительного органа при подготовке заключения на предмет возможности /невозможности изменения целевого назначения земельного участка, перед его рассмотрением земельной комиссией. Это же касается и представителей согласующих организаций и инстанций.

Необходимо остановить произвол в районах и городах при проведении земельной комиссии путем выверенных и точечных поправок в законодательство.

Я обещаю предоставить персональную экспертную помощь КУЗР МС.


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!