Попытки Кригсмарине создать свою авиацию пошли прахом из-за Геринга. Рассказываем, как так вышло

12:00, 12 января 2022
2207

Успешные действия морской авиации в Первой мировой войне, а также анализ боевого применения британской, японской и американской морской авиации подтолкнули амбициозного командующего Кригсмарине Эриха Редера к созданию собственной. Он постарался донести целесообразность своей идеи до Гитлера и командующего Люфтваффе Германа Геринга, но у последнего такая идея вызвала резкий отпор. 

Геринг придерживался другого взгляда на формирование ВВС, считая, что нецелесообразно распылять силы и ресурсы на создание параллельной структуры — ведь при необходимости лётчики Люфтваффе могут привлекаться для решения оперативных флотских задач. 

Попытки создания морской авиации 

Натолкнувшись на жесткое противодействие Геринга, Редер зашел с другой стороны: он потребовал, чтобы в структуре Люфтваффе были созданы авиационные подразделения, основной задачей которых являлось бы взаимодействие с флотом, а цели и задачи ставились именно флотским командованием. Поэтому в 1934 году был организован Luftkreis-Kommando VI See (6-й авиационный военно-морской округ) под командованием контр-адмирала Конрада Цандера. На базе этого округа и планировалось создание флотской авиации. Изначально Редер планировал развернуть в составе Кригсмарине 11 авиационных групп, включавших в себя 25 авиаэскадрилий: 3 истребительные берегового базирования, 3 многоцелевые берегового базирования, 3 многоцелевые авианосного базирования и 2 корабельные, состоящие из гидросамолетов Авиагруппы планировалось разместить на заложенном в 1934 году авианосце «Граф Цеппелин», строительство которого началось в рамках реализации масштабной программы развития флота «Z». Но уже в 1935 году Редер представил фюреру амбициозную программу развития морской авиации, предусматривающую развертывание в общей сложности 62 эскадрилий. Это снова вызвало резкое противодействие Геринга: он прекрасно понимал, что в случае одобрения программы Кригсмарине получают полноценный воздушный #флот из почти 700 самолетов с полным снабжением по линии люфтваффе и только номинальным подчинением Generalstab der Luftwaffe. 

Провал надежд Редера 

Противостояние Редера и Геринга длилось до 27 января 1939 года, пока между командованием ВМФ и ВВС не был подписан протокол о соглашении. Согласно ему, люфтваффе принимает на себя ответственность за проведение боевых операций по атакам корабельных соединений противника и торговых кораблей, установке минных заграждений, а также нанесению ударов по береговым объектам. Находящиеся в структуре Кригсмарине авиационные группы должны были выполнять задачи по разведке и патрулированию, а также осуществлять прикрытие корабельных группировок флота, но организационный контроль над ними переходил к Люфтваффе. Результатом такого компромисса стало согласие Геринга на выделение 41 эскадрильи на флотские нужды: 2 корабельные, состоявшие из гидросамолетов; 9 эскадрилий дальней разведки (Fw 200 Condor, BV.138 и He 111); 18 многоцелевых эскадрилий, имевших на вооружении различные модификации Do 23, Do 217, Do 17, Ju 87, Bf.109, He 115, Ju 88; 12 эскадрилий авианосного базирования со специально разработанными Ju 87C и Bf 109T. 

Но когда стало понятно, что промышленность рейха не осилит строительство и оснащение хотя бы уже спущенного на воду авианосца «Graf Zeppelin», по приказу Геринга в феврале 1939 года Luftkreis-Kommando VI See было расформировано, а все эскадрильи, даже предназначавшиеся для действий в авианосных авигруппах, вошли в структуру ВВС. 

Морская авиация авианосного базирования 

Фактически единственными самолетами, находившимися в полном оперативном подчинении командования Кригсмарине, являлись гидросамолеты типа Arado Ar 196. Организационно они были сведены в Bordfliegergruppen, но по сути не имели какого-то центрального командования. На тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» могли размещаться 2 гидросамолета, на крейсерах типа «Адмирал Хиппер» по 3-4. Линейные корабли типа «Бисмарк» и «Шарнхорст» несли по 4 и 3 гидросамолета соответственно. Легкие крейсеры типа «К» и «Лейпциг» также несли по 2 гидросамолета. 1 или 2 гидросамолета Ar 196 или He 114 базировались на всех вспомогательных крейсерах. Некоторая часть гражданских транспортов была переоборудована в авиаматки. На них размещались гидросамолеты BV.138, Ar 196, He 60 и He 114, способные приземляться на воду. 

Успехи люфтваффе в морской войне

 Нужно отметить, что на первых порах взаимодействие флота и ВВС были организовано из рук вон плохо, и это приводило к дружественному огню по собственным кораблям. Но впоследствии было налажено взаимодействие путем делегирования морских офицеров в авиационные территориальные объединения для координации действий, проведены тренировки по поражению морских целей топмачтовым или бомбометанием в пикировании. Базировавшиеся в Норвегии бомбардировочные эскадры в 1940 году успешно действовали против кораблей британского флота. В битве за Крит истребители Bf 109 из авиагруппы III./JG 77 с бомбами на внешней подвеске эффективно поражали британские корабли. В I-II квартале 1941 года авианосные штурмовые соединения люфтваффе, имевшие на вооружении пикирующие бомбардировщики Ju 87, повредили или уничтожили несколько десятков британских тральщиков, минных заградителей, фрегатов и эсминцев. Авиагруппы дальней разведки играли важную роль в наведении на цель немецких субмарин и отрядов охотников. Особо успешным сотрудничество Кригсмарине и Люфтваффе являлось после создания в марте 1941 года авиационного командования «Атлантика» (Fliegerführer Atlantik). Задачей этого командования, возглавляемого генерал-лейтенантом Мартином Харлингхаузеном, являлась координация всех боевых действий против кораблей союзников на Атлантике, а также поддержка операций немецких субмарин. В оперативном подчинении Fliegerführer Atlantik находились 7 авиационных эскадр: эскадра дальней морской разведки I/KG 40, включавшая 20 Fw 200, и бомбардировочные эскадры III/KG 40, с 31 тяжелым бомбардировщиком He 111 и II/KG 40 с 20 бомбардировщиками Do 217. Кроме того, многоцелевые эскадры KuFlGr 906 из 20 бомбардировщиков-торпедоносцев He 115, KGr 106 и KGr 506 из 45 многоцелевых бомбардировщиков-торпедоносцев Ju 88. А также штурмовая эскадра 3(F)/123, включавшая 112 многоцелевых бомбардировщиков Ju 88 и тяжелые истребители-бомбардировщики Bf.110.

 

 

 

 

 

Источник: @fishki.net


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!