Почему цензура забраковала картину «Письмо с фронта»

12:00, 11 августа 2021
1294

Мне захотелось вам рассказать о картине "Письмо с фронта", не привязываясь к памятным датам и событиям. На мой взгляд, для того, чтобы вспомнить - не нужен повод... Поговорим сегодня об известном советском художнике Александре Лактионове и далее будут приведены и другие его работы.

Я часто вам рассказываю, дорогие читатели, что люблю изучать биографии разных художников. Всегда интересна не только лишь живопись, но и сама творческая жизнь человека, то, как он шел к своим достижениям, развивал свои таланты, как его картины рождались и проходили путь от признания к тризне или наоборот. Наверняка, многие из вас знают и помнят картину "Письмо с фронта". В старых учебниках русского языка или литературы ее часто печатали и задавали писать по ней сочинения. А вместе с тем у этой картины очень интересная история, начиная от момента ее создания и далее, когда она стала всенародно известной и любимой.

На создание полотна ушло несколько лет. Художнику очень важно было максимально реалистично написать солнечный день, со всеми его тенями и светом, поэтому он выбирал исключительно подходящие дни для натуры. Вообще, творчество Лактионова можно назвать так - реализм до мозга костей. Достаточно лишь взглянуть на другие его работы. Задумка написать сюжет на военную тематику родилась у художника еще в годы эвакуации, когда он вместе с семьей жил с семьей в Самарканде, а после поселился в небольшом городке Загорске (1943 год). Сюжет, как это часто бывает, "пришел" сам. В годы войны все жили надеждой на скорую победу, да в ожидании весточки с фронта. Заветные "треугольнички" тогда, казалось, были на вес золота... Однажды художник встретил солдата с ранением, который нес ту самую заветную весточку от своего сослуживца. Солдат спросил дорогу до дома, где жила семья боевого товарища, а художник с радостью его проводил и понял, что сюжет найден, а идея обрела очертания. Это был жаркий летний день 1943 года, таким он навсегда и остался в этой картине "Письмо с фронта". Любопытно, что уже через несколько лет появилось несколько копий этой же картины, сделанной самим художником. Но, когда она впервые была написана, то вообще могла и не дойти до зрителя...

Виной всему цензура. В 1947 году написанное полотно разместилось в Третьяковской галерее. Оно было подготовлено к выставке и должно было пройти строгий отбор комиссии. Это был совсем непростой отбор, ведь учитывались не только мастерство художника, как он смог передать характеры, образы и многое другое. Цензура негодовала! Нельзя такое показывать, как же так, советская семья представлена не в лучшем свете, что подумают о нас иностранцы! Какие-то проломленные полы, разбитые, обшарпанные стены, люди, одетые бедно... Все-таки картину допустили до выставки, организаторы сделали все возможное для этого, но разместить ее удалось, что называется в самых дальних углах. "Малый зал" Третьяковки, да еще где-то в простенке...

Это, конечно, художника, не могло не огорчить, но он воспрял духом, когда узнал об отзывах на это полотно, которые оставляли зрители. Не смотря на "задворки" картина манила к себе. Многие перед ней просто плакали...Еще свежи были раны потерь и горечь воспоминаний. А тот реализм, с которым автор создал полотно, позволял быть участником этой сцены и так же вслушиваться, всматриваться в каждую строчку, которая долетала с фронта... Уже после картина обрела признание и всемирную известность, а Александр Лактионов получил за нее Сталинскую премию. Вот такая интересная судьба у этой картины.

 

 

 

Источник: @fishki.net


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!