Насколько выросли тарифы на «коммуналку» для казахстанцев

09:43, 23 сентября 2020
457

Комитет регулирования естественных монополий МНЭ РК в 2020 году помог казахстанцам сэкономить на оплате за пользование коммунальными услугами (водой, теплом, светом, газом), передает zakon.kz.

Ведомство провело оптимизацию отдельных расходов субъектов естественных монополий, не имеющих приоритетных направлений, а также анализ исполнения тарифных смет и инвестиционных программ более 400 субъектов естественных монополий за 2018 год.

В результате в начале 2020 года КРЕМ сдержал рост тарифов планового значения в 15,5% до фактического для населения 0,5%. Общая экономия населения составила порядка 27 млрд тенге. Также, в связи введением чрезвычайного положения, с 1 апреля на период действия ЧП для населения тарифы снижены в среднем на 7,4% (водоснабжение на 8%, водоотведение на 9,3%, теплоснабжение на 7,6%, электроснабжение на 5%), общая экономия за один месяц составил порядка 1 млрд тенге (по сферам: водоснабжение – 145,409 млн тенге, водоотведение – 82,371 млн тенге, теплоснабжение – 344,759 млн тенге, электроснабжение – 461,115 млн тенге), - сообщили в КРЕМ.

Кроме того, за нарушение законодательства в сфере естественных монополий Комитетом в 1-м полугодии 2020 года вынесено 59 постановлений по делу об административных правонарушений с наложением штрафов на общую сумму в 173 579 692 тенге.

В целях повышения прозрачности и доступности всего процесса тарифообразования, проработан вопрос подачи заявки на изменение тарифов субъектов естественных монополий только в электронном формате через информационную базу "Монополист", которая функционирует с 1 января 2019 года. - сообщили в КРЕМ.

Отметим, что с 2015 года в Казахстане внедрена новая тарифная политика предельных долгосрочных тарифов со сроком действия 5 (пять) и более лет – "Тариф в обмен на инвестиции". Ожидаемый объем инвестиций с переходом на предельные тарифы в период 2015 – 2021 годы в сферах ЖКХ составляет 850 млрд тенге.

В свою очередь долгосрочные тарифы, инвестиции требуют контроля со стороны госорганов и потребителей. В этой связи, в целях обеспечения прозрачности процесса тарифообразования внесены поправки в НПА, где закреплены положения, направленные на публичное обсуждение планируемых изменений тарифов и внедрение эффективных механизмов обратной связи с населением (общественный мониторинг исполнения инвестиционных программ путем посещения объектов инфраструктуры ЖКХ представителями МИО, СМИ, НПП "Атамекен", обществ защиты прав потребителей и потребителями; ежеквартальное размещение субъектами естественных монополий (СЕМ) в СМИ хода исполнения инвестиционных программ с приложением фото-, видео материалов; переход СЕМ от ежегодного к полугодовому проведению публичных отчетов перед потребителями; участие общественных объединений в рассмотрении проектов тарифа, инвестиционной программы СЕМ; проведение не реже одного раза в месяц совместно с СЕМ приема потребителей в общественных приемных).

Кроме того, с 2019 года был введен институт Совета по тарифной политике, который является консультативно-совещательным органом при Министерстве национальной экономики Республики Казахстан. В состав Совета входят депутаты Парламента Республики Казахстан, представители государственных органов, НПП "Атамекен", общественных объединений, объединений субъектов частного предпринимательства, СЕМ, эксперты и иные заинтересованные лица.

Функциями Совета является выработка предложений уполномоченному органу по проектам НПА в сферах СЕМ; содействие в привлечении общественных, научных и иных организаций к участию в реализации гос. политики в сферах СЕМ; заслушивание отчетов об исполнении утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ.

На 2020 год Правительством утверждена Дорожная карта, направленная на обеспечение прозрачности тарифообразования, контроля над целевым использованием средств потребителей субъектами естественной монополий в сфере ЖКХ, а также стимулирование повышения эффективности работы коммунальных служб и формирование у населения экономного отношения к потребляемым ресурсам. В рамках данной Дорожной карты также созданы 17 региональных комиссии по вопросам тарифного регулирования в сферах естественной монополий при Совете. В состав комиссий вошли депутаты маслихата, представителей территориальных подразделений уполномоченного органа и местных исполнительных органов, НПП "Атамекен", представители общественных объединений и иные заинтересованные лица. Также, организована работа Общественных приемных и на постоянной основе проводится анализ поступающих обращений и жалоб, обобщение актуальных проблем, связанных с деятельностью СЕМ и СОЗР, - рассказали в КРЕМ.

Кстати, общественные приемные проводятся в первый вторник каждого месяца в Комитете и в его территориальных департаментах. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране и мире, общественные приемные проходят в режиме онлайн на официальной страничке КРЕМ в Facebook.

На сегодня территориальными Департаментами КРЕМ были проведены более 100 общественных приемных потребителей во всех регионах, где приняли участие более 1000 потребителей. Информация о проведении публичных слушаниях также размещается в социальных сетях и на сайте КРЕМ. На сегодня проведено 126 публичных слушаний, где приняли участие более 2000 человек.

Подготовил Альберт Ахметов


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Комментарии