Что нужно знать, если к вам обратилось коллекторское агентство

15:28, 11 марта 2019

Национальный банк РК подготовил рекомендации для заемщиков по поводу деятельности коллекторских агентств, сообщает Zakon.kz.

Так, коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только после прохождения учетной регистрации в Национальном банке и включения его в Реестр коллекторских агентств.

Со списком коллекторских агентств можно ознакомиться на сайте Нацбанка в разделе "Реестр разрешений и уведомлений"

Взыскание осуществляется на основании договора взыскания задолженности и возможно только при наличии в договоре банковского займа или договоре о предоставлении микрокредита права банка и МФО на привлечение третьих лиц.

При этом МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом, и обеспеченному залогом в виде жилища.

Кроме того, банки и МФО при наличии согласия заемщика вправе уступить право требования по займу, микрокредиту или иными словами "продать" заем, микрокредит, коллекторскому агентству. В таких случаях коллекторское агентство становится новым кредитором, и обязано соблюдать условия уступленного договора, а также все законодательные требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО.
Банки вправе уступить права требования только при наличии у заемщика просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица, - более 180 дней.

При этом МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней, и не вправе - по микрокредиту, выданному физическому лицу, в обеспечение которого предоставлено жилище.

В период осуществления коллекторской деятельности в отношении должника банки и МФО не вправе:

• обращаться с иском в суд о взыскании его задолженности;
• требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку.

Особо важными для заемщиков являются положения закона о коллекторской деятельности, устанавливающие требования к порядку взаимоотношений коллекторских агентств с должниками.
Сотрудник коллекторского агентства при первичном контакте с должником обязан представиться, сообщить наименование кредитора и контакты коллекторского агентства, номер учетной регистрации в Реестре коллекторских агентств, информацию о задолженности.

Полная информация о порядке осуществления коллекторской деятельности установлена в статье 5 закона о коллекторской деятельности.

При этом взаимодействие коллекторского агентства с должником разрешается в период с 8 до 21 часов в будние дни, не более 1 раза в период с 8 до 21 часов в будние дни при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более 3 раз в период с 8 до 21 часов в будние дни посредством телефонных переговоров.

- Коллекторскому агентству категорически запрещено применять недобросовестные действия при взаимодействии с должниками, такие как, угроза, оскорбление, шантаж, введение в заблуждение, а также разглашать коммерческую или иную охраняемую законами РК тайну, - отметили в Нацбанке.

Как сообщается, в 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено 5 санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия.

В случае если коллекторским агентствами нарушены ваши права или требуется консультация, то следует обратиться в Нацбанк либо его территориальные филиалы.

Для получения консультации можно обратиться в Общественную приемную Национального банка по адресу г. Алматы, ул. Айтеке би, 67 либо позвонив по телефону 8 (727) 2 788-104 (вн. тел 5399); г. Астана, ул. Бейбитшилик, 21, телефон: +7 (7172) 70 33 33. Контактная информация Общественных приемных Национального Банка в других городах размещена на сайте Нацбанка.


Источник: zakon.kz


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!